Особенности национальной одежды крымчаков были описаны  видными крымчакскими просветителями и исследователями разных поколений. Одним из первых, некоторым элементам национальной одежды своего народа, посвятил часть очерка «Крымчаки» замечательный педагог, этнограф и общественный деятель И.С Кая (1887-1956). Очерк был  составлен И.С. Кая из личных этнографических наблюдений и издан в сборнике статей «Еврейская старина». Вып.1. СПб, 1916. С.397-407.  В своей более поздней статье «Крымчаки», Керчь, 1936 г., впервые полностью опубликованной в альманахе «И жить, и памятью вернуться...». Крымчаки: история, этнография, культура. Составитель М. Гурджи – Иерусалим, 2021. – С. 97 – 113, И.С. Кая  также уделил внимание национальной одежде крымчаков.
Одежда (отрывок из статьи  «Крымчаки», Керчь, 1936 г. )
Влияние татар на крымчаков сказалось и в одежде, и в домашней обстановке, и на кушаньях. Это влияние в прошлом столетии чувствовалось сильнее, чем теперь. Сейчас крымчаки нивелируются в своей внешней жизни под общий европейский уровень. Характерная одежда у крымчаков – круглая барашковая шапка, длинный до колен, черный не то пиджак, не то пальто, широкие внизу брюки, мягкие сапоги – «мест», поверх которых носят «катыр» – тяжелые твердые кожаные галоши. Характерным у женщин является вместо платья «къафтан» – кафтан, с застежками впереди, и с широким вырезом на груди, который закладывается цветным ситцевым платком. Особенно оригинальным у женщин является головной убор. Молодые женщины сейчас же после выхода замуж надевают на голову сложенный наискось большой цветной платок, который называется «къыйих». Сложный головной убор у старух называется «баш-багъы» и состоит из нескольких частей: «иемони», «ибиршим», «кез-багьы», «шалкавай», «чембер». 
Традицию продолжил крымчакский просветитель и собиратель Е.И. Пейсах (1903-1977), зачитавший  доклад «К вопросу о старинной национальной одежде крымчаков» в Музее этнографии народов СССР на научной сессии 23 ноября 1967 года. Знаковым явлением для научного мира явилась публикация  статьи  историка, археолога, этнографа  И.В. Ачкинази (1954-2006) «Знаковые элементы традиционной одежды крымчаков XIX-XX вв», изданная  в 2002 году в Симферополе в сборнике научных трудов  «Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. IX. — С. 599-614».
Эстафету продолжают наши современники - активисты крымского общества «Кърымчахлар» Д. Пиркова, Н. Сумина, Н. Зенгина, продемонстрировав прекрасное владение информацией  о национальной одежде крымчаков и крымчачек прошлых лет.





Статья крымского историка Андрея Витальевича Мальгина была опубликована в далеком 2002 году в Симферополе (Мальгин А.В. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму // Этнография Крыма XIX–ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования. Симферополь, 2002. С. 93.). За этот отрезок времени в государственном устройстве Крымского полуострова произошли значительные изменения. Тем не менее, рассматриваемая автором статьи проблематика идентичности караимов и крымчаков в  Крыму, не утратила актуальность и в наши дни. С подробным же изложением истории иудеев Таврики с античных времен до 2010-х годов вы можете ознакомиться, прочитав замечательную монографию М.Б. Кизилова "Крымская Иудея". Симферополь. Издательство "Доля", 2011. 

Фотоиллюстрация первой страницы обложки монографии М.Б. Кизилова "Крымская Иудея". Симферополь. Издательство "Доля", 2011.
Крымские караимы и раввинист (вариация на литографию из альбома Т. де Поли)
Мальгин А. В. 
Источник: интернет-ресурс https://archipelag.ru/authors/malgin/?library=1169

Крымский полуостров, как известно, является родиной двух небольших реликтовых этнических групп, культура которых тесно связала с религиозным наследием иудаизма. Это караимы и крымчаки. Первая община насчитывала по данным переписи 1989 г. чуть менее 3 тыс. чел, вторая около 1,5 тыс. чел. около половины членов и одной и второй общины проживают в Крыму (данных последней украинской переписи еще нет). Не смотря на малочисленность, эти сообщества переживают сегодня небывалый всплеск интереса к вопросам своего этногенеза, языка, культуры, интереса общего для населения бывшего Советского Союза, переживающего сегодня глубокие этнокультурные и политические трансформации. Возможно, в Крыму мы сталкиваемся в настоящее время с наиболее яркими и самобытными проявлениями «национальных возрождений», свойственных и Украине в целом. Достаточно сказать, что в последние годы Крым переживает сложные процессы, связанные с репатриацией крымских татар.
Иногда они принимают весьма специфические формы, которым трудно дать какие-либо однозначные толкования, но в любом случае экспертному сообществу, думается, будет небесполезно познакомиться с теми тенденциями, которые здесь обнаруживаются. Это тем более небесполезно, что в последнее время полемика вокруг определенных идей начинает охватывать не только представителей караимской и крымчакской общин Крыма, но и становится не последним фактором этнополитических дискуссий в автономии. Настоящий доклад посвящен определенным комплексам идей, которые развиваются сегодня группами караимских и крымчакских интеллектуалов и предлагаются ими в качестве основ для самосознания этих этнических групп. Мне бы хотелось сразу заметить, что моей целью не является давать какие-либо оценки этим идеям, моя задача лишь рассказать о них в контексте тех процессов, которые происходят сегодня в самосознании жителей этой части Украины.

Подробнее: Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму

И.В.Ачкинази 
Фото из архива Народного историко-этнографического музея крымчаков в Симферополе

Интернет-ресурсhttp://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/170119
Источник: И.В. Ачкинази. Знаковые элементы традиционной одежды крымчаков XIX-XX вв. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 2002. — Вып. IX. — С. 599-614.
О традиционной одежде крымчаков, как в источниках, так и в литературе имеются очень немногие данные. Можно сказать, что эта тема до настоящего времени не разработана. К сожалению, в числе авторов, оставивших небольшие свидетельства по данному вопросу в XIX-XX вв., не было ни одного этнографа, отсюда поверхностность описаний, обесценивающих эти сведения. Кроме этого удручающего обстоятельства следует отметить и другое - ко времени начала сборов этнографических коллекций крымчаков (нач. бО-х гг. прошлого века) - предметов, характеризующих материальную культуру и быт этого народа, насчитывались лишь единицы. Крымчаки, остававшиеся в оккупированном немецкими фашистами Крыму (1941-1944), были истреблены, а их имущество разграблено. В настоящее время в коллекции предметов быта и материальной культуры крымчаков Российского Этнографического Музея около 20 экспонатов, представляющих элементы одежды, а Крымского этнографического музея - 2. Доклад “К вопросу о старинной национальной одежде крымчаков” Е.И.Пейсаха', собирателя этнографических коллекций, характеризующих быт крымчаков, прочитанный им в Музее этнографии народов СССР в 1967 г, является наиболее полным, отражающим почти все сведения об этой группе этнографического материала[1]. К сожалению, в нем нет ссылок на информаторов, сообщивших данные о тех или иных видах одежды. Этих же сведений нет среди сданных на архивное хранение в Сектор рукописей РЭМ и Рукописный отдел ГПБ рукописных материалов Е.И.Пейсаха.Вероятнее всего, некоторые сведения были получены автором из переписки с пожилыми крымчаками в 60-е гг. прошлого столетия, когда были еще живы люди, родившиеся в 80-е годы XIX века.

Подробнее: Знаковые элементы традиционной одежды крымчаков XIX-XX вв.

На фото: крымчаки, участники ВОВ, носители  фамилий  Пейсах, Габай, Мангупли, Гайго, Бакши, Рафаилов, Реби, Ломброзо и других. Симферополь, начало 1980-х гг. Фото из личного архива М. Гурджи.

Первый, в верхнем ряду, справа-Юрий Михайлович Мангупли, (1920 г.р.- нач.1990-х)
Второй, в верхнем ряду, справа-Валит Семен Михайлович (1916-2004)
Третий, в верхнем ряду, справа-Цырульников Иосиф Семенович (1926-2004).
Четвертый, в верхнем ряду, справа (в центре)-Марк (Мара) Моисеевич Бакши, 1914 г.р.
Первый, в верхнем ряду, слева Ачкинадзе Рафаил Аронович (1927-2020)
Первый, во втором ряду, слева-Мизрахи Илья Давидович  (1911-1989)
Второй, во втором слева-Монавель Чулак  (1914-нач.1990-х годов)
Третий, во втором ряду, слева-Давид Абрамович Габай, 1910 г.р.
Четвертый, во втором ряду, справа-Рафаилов Семен Исаакович (1924-2004)
Первый, во втором ряду, справа-Давид Ильич Реби-( См. подробнее: Давид Ильич Реби (1922-2019)
Третий, во втором ряду, справа-Семен Бакши.
Первый, в нижнем ряду, слева-Абрам Моисеевич Пейсах (1900 -1984)-(См. подробнее: Памяти семьи Пейсах из Карасубазара)
Второй, в нижнем ряду, слева -Ломброзо Михаил (Меир) Юрьевич (Юдович) (1911-1998)
Третья, в нижнем ряду, слева-Евгения Лазаревна Эльяшева (Гайго)-(См. подробнее: Евгения Лазаревна Ельяшева (1923-2013)
Первый, в нижнем ряду, справа-Нисим Мордехаевич Мизрахи (1911-1989)
Второй, в нижнем ряду, справа -Анджело Владимир Михайлович (1915-2009)
Третий, в нижнем ряду, справа-Давид Иосифович Гурджи-(См. подробнее: Давид Иосифович Гурджи (1903-1986) 

Предисловие
Данная статья, опубликованная на сайте https://jewish.ru/ предположительно является переработанным и сокращенным вариантом одноименной статьи И.Б.Котлера "Фамилии крымчаков как источник их этнической истории" — Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР (География расселения и культурные традиции), Москва 1985. С. 83-94. Игорь Борисович Котлер одним из первых занялся углубленным исследованием фамильного фонда крымчаков в свете их этнической истории в 1980-х и опубликовал ряд статей по заданной тематике. Первым исследователем, обратившим внимание на уникальный фамильный фонд  крымчаков, является известный ученый-антрополог С.А. Вайсенберг, посетивший Крым в 1912 году, с целью изучения  караимских и крымчакских фамилии для установления их происхождения. Встретившись с И.С. Кая, который передал ему список из 85 крымчакских фамилий с собственными пояснениями, ученый охарактеризовал его как "одного из усерднейших поборников просвещения и насаждения современной культуры при сохранении,однако,всего хорошего старого среди своих соплеменников". По результатам его экспедиции последовали публикации: Вайсенберг С.А. Исторические гнезда Кавказа и Крыма. Еврейская старина Т .6.Вып. 1 (СПб.1913. С. 51-69) и Вайсенберг С.А. Фамилии караимов и крымчаков. "Еврейская старина", Вып.3 ( СПб. 1913.  С. 384-399)
Статья Льва Минца из указанного интернет-ресурса публикуется без изменений.
Лев Минц
Источник: интернет-ресурс: https://jewish.ru/ru/stories/reviews/5217/

Подробнее: Фамилии крымчаков как источник их этнической истории

И.В. Ачкинази (1954-2006)
Фото из архива дочери Игоря Вениаминовича Ачкинази Татьяны Ачкинази (Шевцовой)


Подробнее об авторе : интернет-ресурс: 25-Achkinazi.pdf (nbuv.gov.ua) 
Источник: интернет-ресурс: Погребальный обряд крымчаков (nbuv.gov.ua)
И.В. Ачкинази. Погребальный обряд крымчаков. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии: Сб. научн. тр. — 1993. — Вып. III. — С. 193-198, 387. 

Публикуется в сокращении. Добавлены комментарии М.Гурджи
Погребальный обряд крымчаков — небольшой этно-конфессиональной группы, сформировавшейся в Крыму в средневековый период, не вызывал интереса у исследователей, обращавшихся к вопросам их этнографии и этнической истории (1; 2). Описание этого обряда, сделанное автором по рассказам различных информаторов*, а также проведенные им в 1990 г. археологические раскопки на Карасубазарском национальном кладбище**, позволяют ввести в научный оборот этот новый источник по этнической истории крымчаков.

Подробнее: Погребальный обряд крымчаков