Михаил Кизилов
Шма Исраэль! Ричъам санъгъа аллах, яраткъан кокне, йерне, чъаным кодретынъде, сен ольдырысен, вэ сен тиргизырсен ангын билмийириз кайда китийириз…
Шма Исраэль! Молитва моя к Тебе, Боже, который создал небо, землю, душа моя в Твоих руках, и Ты, который умертвляешь, и Ты, который оживляешь, знай, что мы не знаем, куда идем… Молитва Менахима Бермана – солдата-крымчака, участника Русско-японской войны 1904 г. Перевод Я.Янбай
На фото: Борис Исаакович Томалак, Михаил (Моше-акай) Маркович Гурджи, Абрам Моисеевич Пейсах. Молитва на тъкуне Кале Яковлевны Гурджи (Пейсах). Симферополь, 1983 г.
Из личного архива М.Я.Гурджи
Религией крымчаков является талмудический раввинистический иудаизм, базирующийся на Галахе (своде религиозных законов), записанных в ТаНаХе, а также в Талмуде (сборнике правовых и религиозно-этических положений иудаизма, сформированный на Ближнем Востоке к VII веку н. э.). Крымчаками, как и всеми прочими евреями, он считается Устной Торой, дополняющей Письменную Тору – Пятикнижие Моисея.
Крымчакская община, которая начала формироваться в Крыму не ранее конца XIII века, изначально включала в себя несколько еврейских общин с разными религиозными традициями, молитвенниками, литургиями, законами и обычаями. Предисловие крымчакского автора Давида бен Элиэзера Лехнó к молитвеннику «Хаззания» (XVIII век) сообщает о трех волнах еврейской эмиграции в Крым. В рамках первой, самой ранней, в Крым переехали евреи-раввинисты с территории Персии и Ирака (в еврейской традиции называемом Бавэль, или Вавилон); в результате второй – грекоязычные евреи-романиоты из Византии; в ходе третьей – изгнанники из Киевской Руси. Кроме того, значительную часть из средневековых переселенцев в Крым составляли также сефарды, т. е. евреи Испании, Португалии и Италии.

Подробнее: Срэль балалары – дети Израиля. Религия крымчаков

Записано по воспоминаниям Тревгода Антона Евсеевича, 1915 года рождения. Записала Леви Г.А., февраль 1994 г., город Севастополь).
У крымчаков национальные праздники отмечаются по лунному календарю и даты праздников ежегодно не совпадают. Праздник "ПУРИМ" обычно отмечают в конце февраля, в начале марта (или в 14 день месяца "АДАР" по еврейскому календарю). Иудейские праздники приурочены к памяти о событиях из их жизни. Все эти события отражены в Ветхом Завете. Один из них “ПРЫМ” (ПУРИМ), что означает жребий (пур) –всеобщий праздник. 

Фото первого общего собрания севастопольского общества крымчаков 26.02.1994 г. На этом мероприятии было заслушано выступление А.Е.Тревгода о празднике Пурим у крымчаков.Фото любезно предоставлено Галиной Леви, г. Севастополь.

Подробнее: Праздник "Пурим" у крымчаков

Хаим Хизкияу Медини (Хахам) חיים חזקיהו מדיני родился в 1833 году в Иерусалиме. «Хахам» означает ученый, знаток, мудрец. У крымчаков Хахам был высшим духовным лицом и судьей. Отец Медини был из испанских евреев-сефардов. Еще в детстве Хаим Медини поражал глубиной своего ума и феноменальной памятью.

Подробнее: Х. Медини - духовный лидер крымчаков с 1866 г. по 1899 г.