Джонка (мн. ч. – джонкалар) – рукописный сборник крымчакского фольклора (песен, пословиц, поговорок, сказок, легенд), порой содержащий также и тексты религиозного содержания, молитвы, деловые документы, воспоминания и др. В современной литературе можно встретить также и форму джонк (мужской род, ед. ч.). Велись, как правило, на крымчакском этнолекте крымскотатарского языка еврейской графикой; тем не менее иногда там встречались тексты и на древнееврейском. В более поздних джонках крымчакский этнолект зачастую транслитерировался кириллицей.
На фото: Д.И. Реби читает рукописный сборник Ш.Х. Бакши. Cимферополь, 2009-10 гг.
Джонки хранились во многих крымчакских семьях и передавались от отца старшему сыну. Многие из них пропали или были уничтожены вследствие атеистической пропаганды 1920– 1930 годов и во время немецкой оккупации 1941–1944 годов, когда погибло около 70–80 % крымчаков. В результате сохранилось не более 20–30 джонок.
Аналогичные сборники под названием джонк были распространены и у крымских татар. У крымских караимов подобные сборники были известны под названием меджума. Традиция составления подобных сборников уходит корнями в Османскую империю, что в свою очередь объясняется, по-видимому, связью османских памятников с персидской письменной традицией. В Турции джонками называют рукописные книги, заключающие в себе большей частью образцы любовной ашыкской поэзии.
Учеными проанализированы всего несколько крымчакских сборников, хранящихся в частных и государственных собраниях. Из них наиболее примечательны джонки С. и Б.Пьястровых, Я.Куюмчи, И.Ю.Габая, Ш.Х.Бакши, Менахема Бермана, Д.М.Пейсаха, М.И.Манто. Более ранние джонки, с которыми работал В.И.Филоненко (Сары-Хаима Пурима из Феодосии, Бохора Чапичо из Симферополя, К.Мизрахи и З.Зенгина из Карасубазара и другие), по-видимому, были утеряны. В состав джонок почти всегда входило несколько классических средневековых тюркских эпосов, таких, как дастаны* «Ашик Гериб», «Дахир и Зохра», «Кер оглу» («Сын слепого»), записанных еврейской графикой. Помимо этого, в джонках обязательно встречались образцы общетюркской любовной поэзии, песни (тюркю), а также сказки (масал), текерлеме (прибаутки, частушки), пословицы, загадки, переводы библейских книг на крымчакский этнолект, богословские труды и многое другое. Тексты на иврите встречались реже и представляли собой, как правило, религиозные песни-пизмоним и молитвы. Однако наибольший интерес, несомненно, имеют записи джонок, которые носят оригинальный авторский характер – сочиненные крымчакскими авторами песни, стихи, воспоминания, дневниковые записи. Среди них песни и стихи о Крымской, Первой и Второй мировых войнах, такие, как «Котерынъыз Чионгъа барйак» («Поднимите флаг на Сионе»), «Ерушалаим алтын алма» («Иерусалим – золотое яблоко»), «Бугун дэсэм» («Если сегодня скажу»), «Джанавар фашист Къырымда» («Звери-фашисты в Крыму») и другие. Песни, записанные в джонках, как правило, исполнялись и пелись на ту или иную мелодию, которая также указывалась в тексте джонки. Совместное чтение джонок являлось одним из проявлений идентичности крымчакской общины, практически ушедшим в прошлое после 1945 года. Несмотря на значительный интерес к джонкам со стороны исследователей, ни одна из них пока не была полностью опубликована.
Примечание
*Дастан (перс. дастан – «рассказ» или «история») – эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Использованная литература
Джонки – сокровищницы крымчакского фольклора //Настольная книга крымчака / Сост. М.Гурджи. Иерусалим, 2022. С. 86–87
Ianbai I. New Data on the Literature and Culture of the Krimchaks // Manuscripta Orientalia. 2000. Vol. 6. № 4. Р. 4–13.
Бар (Эмирова) А.А. Крымчакские рукописные сборники (джонки): состав, типология, функции // Меж веков, эпох и судеб. Крымчаки и караимы Крымского полуострова в XVIII–XX веках / Сост. М.Я.Гурджи и М.Б.Кизилов. Иерусалим – Симферополь, 2022. С. 458–511.
Янбай Я.С. Тюркская литература крымчаков // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2000. Вып. VII. С. 502–509.