Русский, иврит.
В прежние времена среди крымчаков были распространены разного рода суеверия и предрассудки. Люди верили в предопределённость всего происходящего, в силу «дурного глаза», наводящего порчу, которая приводила к болезни. Предрассудки эти поддерживали в них веру в магические средства, которыми знахари (обычно пожилые женщины и старухи) «боролись» с болезнями. Например, существовало «лечение» с помощью семи ключей «еды анахтар» и воды, взятой из семи колодцев «еды куюв су», и других магических действий.
Особенно у крымчаков велика была вера в дурной глаз «козьтиймек, назар». Ему приписывали и болезнь ребёнка, и то, что плохо пошли дела, и если варенье не удалось, если человека преследуют неудачи… Всё это от «дурного глаза», считали люди и, как могли, боролись с этим. Как? Например, пришёл в дом посторонний человек, похваливший ребёнка хозяев дома. Так вслед уходящему гостю показывали ребёнка с открытым задом. Чтобы застраховать себя от «дурного глаза» молодые женщины прятали в складках своего головного убора «къыйих» зубчики чеснока. А вот если в доме кто-то заболел, то лечили его с помощью обряда «къаранфиль чатлатмахъ». Для этого использовали гвоздику, рюмку с водой, горящую свечу и иголку. На иголку насаживалась одна гвоздичка, которой вертели над головой больного и при этом приговаривали имя того человека, который, по мнению присутствующих, мог его сглазить. Затем гвоздику жгли в пламени свечи. Если при этом гвоздика с треском лопнула, значит действие дурного глаза уничтожено. Но на этом кодовство не заканчивалось. Перегоревшие гвоздики опускались в рюмку с водой, в которой они и растворялись. Получившейся чёрной жижей обмазывали лоб и щёки больного. Лечение считалось оконченным лишь после того, как больной выпивал глоток этой жижи. Ещё один метод лечения – посредством сорока ключей «къыркъ анахтар». Как писал в своих исследованиях И.С. Кая, «Ещё сравнительно недавно можно было видеть в Феодосии у одной старухи-крымчачки связку поржавевших ключей разных размеров и форм. Для полноты этого прибора необходимо было иметь ещё и «тылсымтас» – волшебную миску. У той старухи её представлял маленький медный тазик с изображением собаки, лани и птицы на внутренней и наружной сторонах.