Предлагаем вашему вниманию замечательную книгу известного израильского поэта, этнографа, литератураведа Велвла Чернина "Из крымских тетрадей" (Тель Авив, Герцлия, ЕАЕК, 2019)
Фото из открытого интернет-ресурса: Чернин, Велвл — Википедия (wikipedia.org). - подробнее об авторе.
 

Монография Велвла Чернина "Из крымских тетрадей " является совместным научно-издательским проектом Института Евро-Азиатских еврейских исследований в Герцлии и Центра изучения диаспоры им. Гольдшейна-Горена при Тель-Авивском университете и издан при поддержке Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (EAЕК- Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (eajc.org).
В конце 1970-х — середине 1980-х гг. В.Чернин работал в качестве полевого этнографа в Крыму. Велвл записал ряд интереснейших интервью с информантами - крымчаками старшего поколения, родившимися в конце XIX - начале XX вв. и еще помнящими язык и традиции. Опубликовал ряд статей по этнографии и этнолингвистике неашкеназских групп евреев, прежде всего крымчаков. Автору монографии в начале 80-х годов удалось  привлечь внимание значительной части коллег -исследователей из Еврейской историко-этнографической комиссии (подробнее: Еврейская историко-этнографическая комиссия — Википедия)(wikipedia.org) к крымчакской тематике, результатом чего стали опубликованные ими статьи в научной периодике СССР. Велвлу удалось сохранить полевые тетради и, спустя почти 40 лет, систематизировать и опубликовать их в предложенной вашему вниманию монографии. Доктор Велвл Чернин  пишет об этом следующее: "В этой книге я не пытался представить какую-либо новую, до сих пор не высказывавшую концепцию относительно истории и этнографии крымчаков, караимов и крымских евреев в целом. Я просто хотел поставить на надлежащее место еще несколько фрагментов мозаики еврейской истории Крыма, которая сейчас почти окончательно рассыпалась. Именно для этого я вытащил наконец из шкафа мои старые полевые тетради, которые очень долго ждали своего часа".(1) Без сомнения, публикация данных этнографических материалов о крымчаках имеет большое значение - автор вводит в научный оборот ценные сведения, донесенные до нас непосредственно от представителей нашей общины - носителей крымчакской этнокультурной традиции.

Подробнее: Велвл Чернин "Из крымских тетрадей" (Тель Авив, Герцлия, ЕАЕК, 2019)

К вопросу о старинной национальной одежде крымчаков
Материал любезно  предоставил  к публикации Л.Е. Пейсах (Мюнхен, Германия ), сын замечательного крымчакского просветителя  Е.И.Пейсаха. Подробнее об авторе на нашем сайте: Моменты жизни: Евсей Исаакович Пейсах (1903 - 1977) - Крымчаки (krymchaks.info)
Автор: Пейсах Евсей Исаакович (1903-1977)

Источник: Материалы по истории, археологии и этнографии Таврики (МАИЭТ) - Симферополь, 2002. - №9
{РЭМ, СР, ф.8, оп.1, д.16. Л.4}2 Какова же была одежда крымчаков? Рассмотрим этот вопрос по двум периодам: первая половина XIX в. и вторая половина XIX и начало XX вв. По первому периоду имеется весьма скудный материал. Отдельные сведения об одежде крымчаков в первой половине XIX века имеется в описаниях Сумарокова3, Лякуба и Шмакова4.
Эти авторы указывают, что в этот период одежда крымчаков имела большое сходство с одеждой крымских татар.
(Л.4а) Мужской костюм повседневной носки состоял из следующих частей одежды: На тело одевалась просторная длинная рубаха, сделанная из домотканого льняного полотна, с длинными рукавами, закрытым воротом, с завязками у шеи, которая называлась "кэтэнкольмек"5.
(Слова на крымчакском языке я произношу с соответствующим акцентом, с каким произносят их крымчаки).Широкие грубошерстные штаны из домотканой шерсти типа шаровар - "кончек", на сборках в поясе, зауженные к низу, без прорехи и без карманов, повязанные широким шерстяным поясом - "бель къушах" ярких цветов, главным образом красным, в полоску.За пояс закладывали короткий острый нож типа кинжала, в ножнах, или серебряный чернильный прибор. Чернильный прибор представляет особый интерес. Он состоит из двух предметов: маленькая серебряная чернильница цилиндрической формы (высотой 3 см и диаметром 3 см) с плотно закрывающейся крышкой, покрытая растительным орнаментом, и серебряная ручка ("мэрэкэп, къалем")6.За поясом хранили также кисет с табаком или коробочку нюхательного табака, так называемый "бурнот".Поверх рубахи надевался широкий длинный халат - "архалых". Халат этот шился из грубошерстной ткани темного цвета, на подкладке, без застежек. Полы халата запахивались и он подпоясывался поясом7.

Подробнее: Е.И. Пейсах. Национальная одежда крымчаков