Михаил Гурджи
Крымчакская община Симферополя начала формироваться с 60-70-х годов XIX века за счет переселенцев из Карасубазара. Община была малочислена и, преимущественно, экономически слаба.
В Симферополе, две раввинистические иудейские общины (ашкеназов и крымчаков), объединились (в дореволюционный период) в различных сферах взаимодействия на общей конфессиональной платформе. Прежде всего, подобная кооперация, успешно показала себя в строительстве и содержании синагог, организации деятельности погребального братства (חברה קדישא), благоустройстве нового еврейского кладбища, обучении детей в объединенной Талмуд - Торе (תלמוד תורה), в которой в 1911 году была образована специальная группа для 34-х учеников из крымчакских семей.¹ Несмотря на значительные этнокультурные и языковые различия с «польскими евреями»², публикации в прессе тех лет, свидетельствуют о плодотворном взаимодействии двух общин.
Необходимо отметить и значительный демографический прирост в общине крымчаков: от 600–800 человек в конце XVIII в. до 3481 в 1879 г. Объяснить этот демографический взрыв можно только фактом интеграции в общину приезжих евреев-ашкеназов. Документы говорят о смешанных крымчакско-ашкеназских браках уже с конца XVIII в. Так, документы 1785 г. сообщают о браке между крымчачкой Шамахатон и польским «евреем-портным» по имени Лейба. Именно в XIX в. в крымчакском ономастиконе появляются такие поздние ашкеназские фамилии, как Варшавский, Гершгорн, Фишер, Флисфедер, Бершадский, Лурье, Берман, Гутман, Соловьев, Урилевич и многие другие. Примечательным остается тот факт, что, приехав в Крым, эти переселенцы достаточно быстро влились в крымчакскую среду и заговорили по-татарски.
В конце XIX в. небольшие крымчакские общины появились практически во всех крупных населенных пунктах Крыма, прежде всего, в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи, Старом Крыму, а также в Евпатории. По данным общинной переписи 1913 г., в Российской империи насчитывалось до семи тысяч крымчаков.³ Однако большинство крымчаков (2487 чел.) в тот период ещё проживало в Карасубазаре.
К сожалению, перепись 1913 г., не была проведена в Симферополе и в некоторых других населенных пунктах Крыма и Кавказа. Можно предположить, что в Симферополе (в 1913 году) проживало около 1700-1800 крымчаков (см. таблицу). Это легко определить, подсчитав разницу между суммированными данными, указанными в таблице (5282 чел.), в сравнении с общим (приблизительным) числом в 7000 крымчаков.⁴ Количество евреев-ашкеназов на рубеже веков в Симферополе насчитывало около 9000 человек.⁵
Таблица данных общинной переписи крымчаков 1913 года, проведенной инициативной группой во главе с И.С Кая
Из публикации газеты «Крымъ» №191 от 27.08.1896 об освящении новой синагоги крымчаков. Обряд проводил казенный ашкеназский раввин Перельман.
Из публикации газеты «Крымскiй Вестникъ» № 288 от 08.11.1911 об образовании в объединенной Талмуд -Торе специальной группы для 34-х учеников из крымчакских семей.
В финансовом документе «Отчетъ симферопольскаго еврейскаго погребальнаго братства съ 1 марта 1912 г. по 1 апреля 1913 г.», в общих списках умерших, крымчаки отмечены примечанием "крым."
Источник: интернет-ресурс https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/Отчет_Симферопольского_еврейского_погребального_братства_1912-1914.pdf
Выражаем искреннюю признательность Александру Третьякову, предоставившему нам возможность опубликовать столь редкий документ.
В последущих публикациях на сайте Крымчаки (krymchaks.info) мы продолжим освещать тему взаимодействия иудейских общин Крыма: ашкеназов, крымчаков, караимов.
Примечания
1. Отдельная благодарность российскому исследователю П. Иванову за предоставленные материалы.
2. «Евреями» или «польскими евреями» крымчаки называли своих единоверцев – евреев-ашкеназов.
3. М.Б. Кизилов. Крымчаки: обзор истории общины. И жить и памятью вернуться... Крымчаки: история, этнография, культура. Сборник статей. Иерусалим, 2021. С. 43.
4. В.И. Филоненко, И.С. Кая. Крымчаки и их народное творчество. И жить и памятью вернуться... Крымчаки: история, этнография, культура. Сборник статей. Иерусалим, 2021. С. 118-119.
5. Согласно данным интернет-ресурса Симферополь: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ (eleven.co.il)