Статья крымского историка Андрея Витальевича Мальгина была опубликована в далеком 2002 году в Симферополе (Мальгин А.В. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму // Этнография Крыма XIX–ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы и исследования. Симферополь, 2002. С. 93.). За этот отрезок времени в государственном устройстве Крымского полуострова произошли значительные изменения. Тем не менее, рассматриваемая автором статьи проблематика идентичности караимов и крымчаков в Крыму, не утратила актуальность и в наши дни. С подробным же изложением истории иудеев Таврики с античных времен до 2010-х годов вы можете ознакомиться, прочитав замечательную монографию М.Б. Кизилова "Крымская Иудея". Симферополь. Издательство "Доля", 2011.
Фотоиллюстрация первой страницы обложки монографии М.Б. Кизилова "Крымская Иудея". Симферополь. Издательство "Доля", 2011.
Крымские караимы и раввинист (вариация на литографию из альбома Т. де Поли)
Мальгин А. В.
Источник: интернет-ресурс https://archipelag.ru/authors/malgin/?library=1169
Крымский полуостров, как известно, является родиной двух небольших реликтовых этнических групп, культура которых тесно связала с религиозным наследием иудаизма. Это караимы и крымчаки. Первая община насчитывала по данным переписи 1989 г. чуть менее 3 тыс. чел, вторая около 1,5 тыс. чел. около половины членов и одной и второй общины проживают в Крыму (данных последней украинской переписи еще нет). Не смотря на малочисленность, эти сообщества переживают сегодня небывалый всплеск интереса к вопросам своего этногенеза, языка, культуры, интереса общего для населения бывшего Советского Союза, переживающего сегодня глубокие этнокультурные и политические трансформации. Возможно, в Крыму мы сталкиваемся в настоящее время с наиболее яркими и самобытными проявлениями «национальных возрождений», свойственных и Украине в целом. Достаточно сказать, что в последние годы Крым переживает сложные процессы, связанные с репатриацией крымских татар.
Иногда они принимают весьма специфические формы, которым трудно дать какие-либо однозначные толкования, но в любом случае экспертному сообществу, думается, будет небесполезно познакомиться с теми тенденциями, которые здесь обнаруживаются. Это тем более небесполезно, что в последнее время полемика вокруг определенных идей начинает охватывать не только представителей караимской и крымчакской общин Крыма, но и становится не последним фактором этнополитических дискуссий в автономии. Настоящий доклад посвящен определенным комплексам идей, которые развиваются сегодня группами караимских и крымчакских интеллектуалов и предлагаются ими в качестве основ для самосознания этих этнических групп. Мне бы хотелось сразу заметить, что моей целью не является давать какие-либо оценки этим идеям, моя задача лишь рассказать о них в контексте тех процессов, которые происходят сегодня в самосознании жителей этой части Украины.