Михаил Кизилов
Моше бен Яаков (Моисей сын Иакова; 1440 или 1448 – около 1520 гг.) известен также как Моше ха-Голé («Изгнанник»), Ашкенази («Европеец»), ха-Руси («Русский») или «Моше Киевский II. Рожденный в 1440 или 1448 году в Шадове (современная Шедува в Литве) или в Турове (недалеко от Киева), Моше известен как средневековый еврейский ученый-талмудист, каббалист, комментатор Библии, автор стихов, а также реформатор крымского еврейства и создатель единой прото-крымчакской общины. За образ жизни странствующего маггида (ивр. «проповедник») он, по-видимому, и получил прозвище «Изгнанник» (по другой версии, Моше получил это прозвище как один из киевских изгнанников 1495 года). Изучал астрономию в Стамбуле у караимского ученого Элияу Башьячи и у еврея-раввиниста Авраама а-Царфати, на дочери которого он женился. 
Вскоре после этого он поселяется в Киеве, где пишет полемические заметки на полях трактата Ган Эден (ивр. «Эдемский сад»), сочиненного византийским философом Аароном из Никомедии. Во время нападения на Киев в 1482 году крымские татары угоняют в плен детей Моше и многих других жителей Киева. Между 1482 и 1495 годами Моше пишет сочинение о грамматике иврита Сэфер а-дикдук («Книга грамматики») и календарный трактат Йесод а-иббур («Основа календарного интерполирования»). В Крым Моше попадает в качестве раба, захваченного в результате татарского набега на город Лида (совр. Белоруссия) в 1506 году. Татары привозят его на невольничий рынок в Солхате, где он встречает своих детей, все еще продолжавших томиться в татарской неволе. Из плена он и его дети были выкуплены совместными усилиями раббанитской и караимской общин. Оставшись в Крыму, Моше жил в Солхате и Каффе, посвятив остаток жизни объединению разрозненных раббанитских общин крымского полуострова. 

Иллюстрация «Интерьер синагоги» предоставлена М. Кизиловым

В годы скитаний Моше пишет на иврите книгу Оцар Нехмад («Многогранное сокровище», комментарий к сочинению Авраама ибн Эзры), а также каббалистические сочинения Оцар а-Шем («Сокровищница Господня»), Сэфирот элионот («Высшие сферы») и Ша‘арей цедек («Врата справедливости»). Особенно известен его каббалистический трактат Шушан содот («Лилия тайн», или, если принять во внимание цифровое значение слова шушан – «656 тайн»). Начал книгу Моше еще в 1495 году, а завершил в Крыму в 1511-м. Там же начал составлять «Молитвенник ритуала Каффы» (ивр. Махзор минхаг Кафа), позднее завершенный самим Лехно. Формируя его из разных элементов и традиций разных общин, Моше заложил основной принцип существования Каффинского раббанитского ритуала: в отличие от нусахов (традиций) других общин, которые оставались неизменными в течение длительного времени, в каффинский ритуал продолжали добавляться дополнительные элементы по мере появления новых эмигрантов из других еврейских общин. Моше примирил друг с другом жившие в Крыму в начале XVI века различные еврейские землячества и ввел 18 религиозных постановлений, регулировавших жизнь общины. Умирает Моше около 1520 года. Авторитет ученого был так велик, что и в XIX веке его сочинения читались и переписывались не только крымчаками, но и караимами и евреями-ашкеназами. 
Литература:
Бернштейн Ш. А-махзор ке-минхаг Кафа, тольдотав ве-итпатхуто // Сэфер Йовель ли-хвод Шмуэль Кальман Мирски – Samuel K. Mirsky Jubilee Volume. New York, 1958. Ам. 465–466.
Кизилов М. Крымская Иудея. Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней. Симферополь, 2016.