Михаил Гурджи
Арад, Израиль
Краткое предисловие
Я появился на свет благодаря тому, что в августе 1941 года Лазарь Пейсах из Карасубазара (ныне-г. Белогорск) потребовал от моей бабушки Кале с двумя ее детьми, шестилетним Яшей и одиннадцатилетней Лизой, покинуть его дом.  Благодаря этому событию, родились мой брат Женя и сестра Фаина, наши дети, сын и дочь тети Лизы, ее внуки и правнуки. Судьба нашей семьи была бы предрешена, если Лазарь Абрамович Пейсах был бы более гостеприимен к семье его родной племянницы Кале Гурджи. Нас бы просто не было, потому что наш папа Яков и его сестра Лиза с бабушкой Кале не пережили бы немецкую оккупацию и были удушены в газвагенах в середине января 1942 года в Карасубазаре.(1)
К счастью, наши родители остались живы и, выдержав все невзгоды эвакуации, вернулись весной 1944 года в разоренный войной Крым, ставший братской могилой для их многочисленных сородичей.
Я расскажу о судьбе семьи Пейсах из Карасубазара, основываясь на воспоминаниях моего отца Якова Давидовича Гурджи (1934-2010) и его старшей сестры Елизаветы (1929-2021), а также на материалах семейного фотоархива. Сведения эти, увы, фрагментарны, не сохранилась большая часть фотокарточек семьи Пейсах, тем не менее, я попытаюсь зафиксировать на бумаге все известные мне сведения.

Братья Пейсах
В конце XIX в Карасубазаре, служившим в те времена центром духовной и экономической жизни общины крымчаков (2), проживали братья Яков, Лазарь и Моисей (Моше) Пейсах, занимавшиеся мелкой торговлей, конным извозом и ремесленничеством. Их отца звали Авраам (Абрам), маму Сара. С уверенностью могу предположить, что проживали они в квартале Биюк Джами, населенному преимущественно евреями- крымчаками, владели двумя небольшими домами. (3) Яков Пейсах, наш прадед был приблизительно 1879 г.р. Точный год рождения Моисея и Лазаря мне установить не удалось. Предположительно, Моисей Пейсах родился между 1874-1878 г.г., Лазарь был младшим братом,1893-1895 г.г.р. Яков Пейсах и его жена Сара были многодетны: у них родились четыре дочери -Геня, Рива, Оля, Кале и два сына Мордехай (Маркус) и Хизя (Хизкиягу). Лазарь Пейсах был призван в 1914 году в армию, воевал, был ранен, попал в германский плен, после освобождения из плена непродолжительное время проживал в Германии. Приблизительно в 1918 году вернулся на родину в Карасубазар. Он с женой и двумя дочерями проживал до войны в Карасубазаре, занимался извозом, остальные родственники вынуждены были покинуть город вследствие голода 1921 года. Многие голод не пережили. Оставшиеся в живых осели в Симферополе, часть переехала в Ялту.

На фото: Лазарь Абрамович Пейсах, Германия, примерно 1918 г.

Яков Абрамович Пейсах всю жизнь трудился сапожником, был хорошим отцом, заботился о детях, но ушел из жизни рано, скончавшись в 1928 году от рака. Судьба Моисея Пейсаха нам неизвестна. Известно только то, что в его семье в 1900 году родился сын Абрам, чудом переживший оккупацию Крыма 1941-1944 г.г. и вернувшимся живым с войны.
Начало войны. Эвакуация
Стремительное наступление немцев летом-осенью 1941 года, слабо организованная эвакуация мирного гражданского населения Крымского полуострова, привела в итоге к тому, что многие крымские евреи, отчаявшись уехать, пытались каким-либо образом пережить грядущую оккупацию. Некоторые вывозили семьи подальше от больших городов, скрываясь в дальних селах, другие оставались в своих жилищах, ошибочно полагая на то, что немцы их не тронут.
Так решила поступить и наша бабушка Кале Яковлевна Гурджи 1904 г.р., направившись с двумя детьми в конце августа 1941 года в тихий Карасубазар, расположенный в 40 км от Симферополя, искренне надеясь пересидеть войну в доме родного дяди Лазаря Пейсаха. Жена Лазаря и две их дочери, в отсутствии хозяина, радушно приняли в своем доме симферопольских родственников. Вернувшийся через неделю домой Лазарь Пейсах указал моей бабушке с детьми на дверь, промолвив: "Мы с семьей войну переживем, нас не тронут. Я немцев знаю, был у них в плену, народ они культурный. У тебя муж коммунист и командир Красной Армии, вас поубивают, а заодно и нас. Мы же вас укрывали".(4) Лазарь попросил племянницу с двумя детьми уехать. Кале долго не могла прийти в себя от столь неожиданного поступка близкого родственника, потом решила вернуться с детьми в Симферополь.
На фото: дедушка Давид Иосифович Гурджи с бабушкой Кале Яковлевной Гурджи (дев. фам. Пейсах), перед эвакуацией,Симферопль, 1941 г.

Лазарь Абрамович Пейсах частично оказался прав в отношении своей племянницы Кале и ее детей: они уехали и уцелели. Спастись самому и уберечь собственную семью  дяде Лазарю не удалось: все они были зверски уничтожены гитлеровцами зимой 1941-1942 г.г.(5)

Нашей бабушке Кале Яковлевне Гурджи и ее детям, папе Яше и его старшей сестре Лизе, удалось эвакуироваться 31 августа 1941 года. Через месяц они прибыли в пункт назначения – с. Билярск, Билярского района Татарской АССР.
На фото: папа Яков,  бабушка Кале Гурджи, т. Лиза, Татарская АССР, 1942 г.

Судьба семьи Пейсах в оккупированном Крыму 1941-1944 г.г.
Цепь трагических событий, связанных с судьбой семьи Пейсах в Крыму, удалось восстановить по воспоминаниям тети Е.Д. Гурджи , а также по листам свидетельских показаний (всего-17 листов), которые в сентябре 2002 года отправил наш отец Я.Д. Гурджи в Музей Катастрофы (Шоа) "Яд Вашем" в Иерусалиме.(6)

Перечислю их всех поименно:
1. Сара Исааковна Пейсах (дев.фам. Токатлы) 58 лет, домохозяйка, вдова прадеда Якова, расстреляна гитлеровцами в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь-Феодосия, близ с. Мазанка 11 декабря 1941 года. Прабабушка Сара не смогла эвакуироваться по причине нехватки транспортных средств и плохо организованной эвакуации. Она попрощалась навсегда с дочерью Кале и внуками Яшей и Лизой на перроне симферопольского вокзала 31 августа 1941 года.
2. Хизя (Хизкиягу) Яковлевич Пейсах, 25 лет, сапожник, младший сын Сары и Якова Пейсах. По воспоминаниям Е.Д. Гурджи был младшим и любимым сыном в семье. Хизя был красивым молодым человеком, перед войной женился, был отцом двух маленьких детей, одного мальчика предположительно звали Костя. Не успел призваться в армию. Расстрелян вместе с женой и детьми в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь-Феодосия, близ с. Мазанка 11 декабря 1941 года.
3. Геня Яковлевна Валит (дев. фам. Пейсах), приблизительно 38 лет, дочь Сарры и Якова Пейсах. Мужа звали Арон Валит. Расстреляна вместе с дочерью Дорой, 13 лет и сыном Борей, 10 лет, в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь-Феодосия, близ с. Мазанка 11 декабря 1941 года.
На фото: Дора Валит, Симферополь, приблизительно 1930 г.


4.Ольга Яковлевна Дынер (дев. фам. Пейсах), 30 лет, дочь Сары и Якова Пейсах, Мужа звали Михаил Дынер. Он вернулся с фронта живым. Расстреляна вместе с дочерью Люсей Дынер, 4 лет, в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь-Феодосия, близ с. Мазанка 11 декабря 1941 года. 
На фото наш папа Яша Гурджи с Люсенькой Дынер, Симферополь, 1939 г.


5. Ирина (Эсфирь) Марковна Пейсах (дев. фам. Ачкинази), 33 лет, жена Мордехая (Маркуса) Пейсаха. Отца звали Марк, мать -Лия. Расстреляна вместе с сыном Яковом,10 лет и сыном (имя неизвестно) 5 лет в окрестностях Ялты 15 декабря 1941 года.
6. Соловьева Рива (дев. фам. Пейсах),34 лет, дочь Сары и Якова Пейсах, была замужем за Исааком Соловьевым. Расстреляна вместе с дочерью Женей, 11 лет, в противотанковом рву на 10 км шоссе Симферополь-Феодосия, близ с. Мазанка 11 декабря 1941 года.
К сожалению, я не смог доподлинно установить родственную связь с семьей Пейсах Ирины, 33 лет, в девичестве Ломброзо, отца которой звали Иосиф, маму Рива. Скорбный список я мог бы продолжить многочисленными убитыми родственниками нашего деда, но он принадлежал к ветви семьи Гурджи, о ней отдельная история.  
Вечная память всем невинно убиенным жертвами Холокоста!
Уцелевшие в войне представители семьи Пейсах из Карасубазара
Кому же из многочисленных представителей карасубазарской семьи Пейсах удалось уцелеть? К сожалению, не многим …

Пережил войну вышеупомянутый двоюродный брат бабушки Абрам Моисеевич Пейсах, родившийся в 1900 году в Карасубазаре.
На фото: А.М.Песах, Симферополь, начало 70-x годов.

В 1906 году, в шестилетнем возрасте был отправлен отцом на учебу в хедер, изучал древнееврейский язык и молитвы. По исполнении Абраму 8 лет продолжил обучение в карасубазарской Талмуд-Торе. В 1930 году навсегда покинул Карасубазар, работал в колхозе "Крымчак", но 1935 поменял место жительства.(7)По семейным воспоминаниям, А.М. Пейсах перед войной жил в Севастополе. Был призван в армию в 1941 году, попал в плен под Севастополем, выдал себя за татарина, чудом уцелел. Жена и две дочери Абрама Моисеевича были расстреляны гитлеровцами (больше детей у Пейсаха не было). В 1944 году был освобождён из плена. Наш дед Д.И. Гурджи, временно исполнявший обязанности коменданта Бахчисарая, предотвратил высылку Абрама Пейсаха в Среднюю Азию, как записанного татарином. Прошел проверку особого отдела и отправлен в действующую армию на фронт. Получив ранение, в 1945 году вернулся в Симферополь.
После войны жил в Симферополе на ул. Сергеева-Ценского. Был верующим, ходил в синагогу почти до самой кончины. А.М. Пейсах исполнял в общине обязанности крымчакского "ребы"(раввина). Участник всех выездных тъкунов на 10 км Феодосийского шоссе: на всех групповых снимках 50-70-х годов можно увидеть Абрама Моисеевича с молитвенником в руках.(8)
На фото: группа пожилых крымчаков на тъкуне (поминальной встрече и молитве) на месте массовых расстрелов под Симферополем, середина 70-x годов. Крайний справа А.М. Пейсах, в центре в белом платке -наша бабушка К.Я.Гурджи.

Я немного помню Абрама Моисеевича, он был частым гостем в доме нашей бабушки К.Я. Гурджи.
На фото: шива по нашей бабушке Кале Яковлевны Гурджи, Симферополь 1983.
Слева направо: Томалак Борис Исаакович из Новороссийска,1905 г.р., Гурджи Михаил Маркович (Моше-акай),1892 г.р., Пейсах Абрам Моисеевич, 1900 г.р.

Помню его очень вежливым и деликатным человеком, он всегда подолгу общался с нашим отцом Я.Д.Гурджи. Абрама Моисеевича Пейсаха знали все крымчаки Симферополя старшего и среднего послевоенного поколения.
Скончался А.М. Пейсах в 1984 году. Похоронен в Симферополе.
Мордехай (Маркус) Яковлевич Пейсах (1907-1975), уроженец Карасубазара, родной брат бабушки, также смог пережить войну. Воевал с самого начала войны, был краснофлотцем, морским пехотинцем. Жену Ирину и двух его детей расстреляли в декабре 1941 года в окрестностях Ялты. После войны трудился сапожником, женился на Кале (Кате) Беньяминовне Рабино, вдове погибшего фронтовика И. Когана, оставшейся с маленьким сыном Борисом на руках. В семья родилась общая дочь. Дожил до появления внуков. Умер и погребен в Симферополе в 1975 году.
На фото: в верхнем ряду слева Маркус Пейсах, внизу слева его супруга К.Б. Рабино, рядом предположительно супруги Мангупли.

Кале Яковлевна Гурджи (дев.фам. Пейсах),1904 г.р., бабушка Катя, как мы ее звали, родилась в Карасубазаре, в 1926 году в Симферополе вышла замуж на нашего деда Д.И. Гурджи. В 1929 году у них родилась дочь Лиза, в 1934 сын Яша, наш папа.

Пережила войну с детьми в эвакуации в с. Билярск Татарской АССР.
После освобождения Крыма, вернулась с детьми домой в Симферополь. Не получив образования, была домохозяйкой, простой и приветливой женщиной, прекрасно готовила. По характеру была очень добрым и покладистым человеком. Участвовала вместе с дедом Давидом Иосифовичем во всех выездных тъкунах на местах массовых расстрелов (бабушка есть на всех групповых снимках). Старалась поддерживать уцелевших после войны близких и дальних родственников. Увидела появление на свет внуков и правнуков. Помогала в их воспитании. Умерла в Симферополе в 1983 году.
Послесловие
Я долгое время собирался написать этот небольшой очерк. Часто меня посещала мысль, а нужно ли это кому-нибудь? Многим это уже неинтересно: человеческой памяти свойственно стирать все ненужное, не приносящее пользу в сиюминутной круговерти нашей жизни, круто замешанной на материальных ценностях и кратковременных поверхностных переживаниях. Я принял решение изложить все это на бумаге, сохранить все то немногое из моих знаний о семье Пейсах, потомком которой являюсь и я. Мною руководило чувство долга перед выжившими: я смог увидеть и прочувствовать боль и скорбь в их глазах. Надеюсь, что когда-нибудь, моим сыновьям, детям брата и сестры, дочери и внукам моей т. Лизы, будет интересно прочесть несколько страниц воспоминаний о оставшейся в далеком прошлом семьи Пейсах из Карасубазара. 
Примечания
1. Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк.(Симферополь, 2000. С. 123).

2. Ельяшевич В. Альманах "Кърымчахлар". Сборник статей и документов о крымчаках (XVI-XXI вв.). Выпуск 1. (Симферополь, 2020. С. 195). Автор статьи полностью публикует важнейший архивный документ "Оценочная ведомость недвижимым имуществам в городе Карасубазаре, подлежащим налогу" от 1863 года. Документ свидетельствует о принадлежности к общине крымчаков 256 домовладений, включая синагогу, лавки, кофейни (которые обычно были при жилых домах) и два завода (свечной и черепичный), что составляет 16% от числа всех домовладений города. Далее автор статьи, исследуя посемейный список крымчаков Карасубазара 1842 года, в котором минимальная численность семьи составляет пять человек, а максимальная – семнадцать человек, а также сравнивая с данными "Оценочной ведомости", приходит к выводу о численности крымчаков в Карасубазаре в начале 1870-х годов. Согласно В. Ельяшевичу, численность членов общины крымчаков составляла примерно 2000 человек.
3. Ельяшевич В. Альманах "Кърымчахлар". Сборник статей и документов о крымчаках (XVI-XXI вв.). Выпуск 1. (Симферополь, 2020. С. 207).
4. Дед Давид Иосифович Гурджи (1903-1986) с первых дней войны в звании лейтенанта находился в действующей армии (с 14.08.1941 г. 51 армия), задача которой на тот период было недопущение немцев в Крым через Перекоп и Сиваш.
Состоял в ВКП(б).
5. Уничтожение еврейской общины Карасубазара гитлеровцами проходило в два этапа. Первый этап злодеяний начался 10 декабря 1941 г., когда немецкие власти через еврейских старост распорядились о явке всего еврейского населения в городскую управу с вещами для отправления на работу. Здесь у евреев отобрали вещи, они были погружены на грузовые машины и отвезены в "SD", находящееся на улице Ананьевской в д.№ 45. Евреев, пришедших в городскую управу, погнали по Садовой улице, к инкубаторной станции, где у перекрестка дорог Васильевка-Сейтлер, все они были расстреляны у противотанкового рва. В течение декабря были собраны евреи и сел и деревень Карасубазарского района. Их казнили 27 и 28 декабря 1941 года. См. подробнее: Губенко Г.Н. Книга печали. (Симферополь, 1991. С. 32-33). Вторым этапом преступлений фашистов было окончательное уничтожение общины крымчаков в середине января 1942 г. В этой бесчеловечной расправе погибли оставшиеся в живых 468 крымчаков. Проведено это было следующим порядком: 17-18 января 1942 года рано утром у каждого дома, в котором проживала семья крымчаков, было выставлено по два вооруженных человека, из которых один румын, а второй доброволец-татарин. После чего в эти дома приходили немцы, уводили семьи крымчаков на сборный пункт на Ананьевской улице, где стояла грузовая крытая машина, окрашенная в черный свет. К этой машине подводили небольшими группами крымчаков и сажали в нее. После погрузки двери машины закрывались, и машина уезжала в неизвестном направлении. Вторая такая же автомашина находилась на Садовой улице, где происходила погрузка крымчаков. В специальных двух машинах при движении выделялся газ вовнутрь, где находились арестованные, отчего они мучительно умирали. Машинам для умерщвления людей газами немцы присвоили название "газваген".
Все удушенные крымчаки были похоронены в районе совхоза "Мариано" за бывшим механическим цехом. См. подробнее: Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-Этнографический очерк. (Симферополь, 2000. С. 123).
6. Отец Яков Давидович Гурджи (1934-2010) оставил отрывочные воспоминания о периоде оккупации и эвакуации семьи. Сохранился также небольшой фотоархив, относящийся к 20-40 г.г.
7. Велвл Чернин, «Из крымских тетрадей: очерки полевых исследований суб-этнических групп евреев Крымского полуострова» / Евро-Азиатский Еврейский Конгресс, 2019. institute.eajc.org/из-крымских-тетрадей (С. 40-41, 67)
8. Тъкун -траурное мероприятие,  посвященное поминовению убитым гитлеровцами крымчакам в годы Великой Отечественной войны. Тъкуны (от древнееврейского "тикун"- исправление) проводились крымчаками каждый год 11-13 декабря с 1945 года.