Михаил Гурджи
Арад, Израиль, 2020
Краткое предисловие
В 1989 году, поступив на истфак Симферопольского госуниверситета, я начал заниматься историей и этнографией крымчаков. Проводил время в Крымском гособлархиве, в библиотеках, активно переписывался и общался с пожилыми крымчаками, свидетелями трагической истории общины в XX веке. Уже не было в живых неутомимого краеведа Льва Исааковича Кая, но осталась часть его архива, с которым мой научный руководитель А.Г. Герцен, замечательный крымский историк и археолог, любезно разрешил поработать. Информация собиралась по небольшим фрагментам, отрывочно, собрать все воедино было очень непросто.

Мои занятия привели меня к исследованию биографии первого крымчакского просветителя, этнографа и педагога И.С. Кая (1887-1956). Благодаря А.Г. Герцену я познакомился с внучкой  Кая Наталией Леонидовной Коробач,подарившей мне воспоминания о своем выдающемся родственнике. Завязалась  активная переписка с незабвенным Яковом Иосифовичем Бакши из Гянджи, племянником Исаака Самуиловича, прекрасно помнившим семью Кая. В результате, в мае 1990 года, мною был написан очерк о И.С. Кая. Очерк был принят к публикации в 1990 году в издании "Крымский календарь-справочник', которое так и не увидело свет. Нужно отметить, что это была первая попытка издания полного биографического очерка о И.С. Кая. Короткую биографическую справку о нем, несколькими годами ранее, опубликовал молодой историк и этнограф В.Ю. Чернин в рубрике "Материалы для лексикона еврейской советской литературы" московского журнала на идиш "Cоветиш геймланд". Автор не располагал другой возможностью для публикации, отметив тот факт, что к советской литературе на идиш И.С. Кая отношения не имел.(1)
В ноябре 1990 года в газете "Вечерняя Одесса" Н.Л. Коробач опубликовала статью "Крымчаки", основанную на воспоминаниях о своем деде И.С. Кая. Позднее, с 2005 года, последовало несколько публикаций в альманахе"Kърымчахлар (крымчаки)" разных авторов. В нескольких своих статьях и в монографии "Крымчаки" (Симферополь, 2000) историк И.В. Ачкинази также приводит некоторые факты биографии И.С. Кая, многократно ссылаясь на труды этнографа и просветителя (2).   
Биографию Кая основательно изучила  крымский исследователь Н.С. Матюхина, опубликовав в 2019 году  две статьи в научных сборниках (3). Автор детально рассмотрела историографическую базу публикаций о И.С. Кая, описала его просветительскую и педагогическую деятельность, указала большую часть его трудов по истории, этнографии и языку крымчаков.
Мой  очерк, неопубликованный в 1990 году, под редакционным заголовком "Гражданин , ученый, человек", увидел свет в научно-популярном альманахе "Kърымчахлар (крымчаки)" в 2007 году в Симферополе (№2-3. С.32-37) с незначительными изменениями и в сокращенном варианте.
В память о И.С. Кая я хочу опубликовать неизвестные ранее воспоминания и фотографии семейного архива, предпринять попытку рассказать о нем, как об учителе, отце семейства, человеке. 

Жизнь и судьба  Исаака Самуиловича теснейшим образом переплелась с судьбой общины крымчаков и страны. Кая был свидетелем и участником самых трагических ее страниц. Для маленькой общины крымчаков он являлся учителем и кормчим в бурном водовороте событий первой половины XX века.
Будучи просветителем, педагогом, этнографом, он посвятил жизнь своей малочисленной общине евреев-крымчаков: открывал школы, организовывал благотворительные общества, писал этнографические труды, издавал учебники, спасал во время войны .Что еще добавить в этот список ?   
"Он был добр и справедлив, -вспоминал Ш.И. Токатлы,-строг, он требовал знаний. Удивительные его глаза: одновременно добрые и строгие". Многие вспоминают добрые и строгие глаза учителя. Учителя с большой буквы, Учителя  от Бога, Учителя от рождения. В этом небольшом очерке о нем, я также буду называть его Учителем. Я не ставлю перед собой задачу подробного изложения биографии и исследования трудов Исаака Самуиловича: данная тематика довольно  хорошо изучена специалистами. Вспомним же вместе еще раз этого замечательного человека со сложной судьбой, крымчакского просветителя, педагога и этнографа И.С. Кая.
Вспоминая Исаака Самуиловича Кая (1887-1956)
Детство и юность
18(5) октября 1887 года сон тихой феодосийской улочке был прерван детским плачем: на свет появился маленький Исаак, сын забытого иудейского племени, именуемого крымчаками. Родители Исаака: отца звали Шомель (Самуил)  Кая, маму Симха, они  числились карасубазарскими мещанами иудейского вероисповедания.

О родителях известно немного, сведения о детстве Кая крайне отрывочны и противоречивы.(4)
Предположительно установлено, что семья была небогата: Кая владели керосиновой лавкой и изготавливали на продажу свечи. Жили они в собственном небольшом доме. Исаак был совсем мал годами, когда семья покинула Феодосию и перебралась на родину отца в Карасубазар (ныне-г. Белогорск).
Начальное образование Исаак получил в карасубазарской Талмуд -Торе (мидраше), в которых детей евреев-крымчаков обучали учителя- "ребилер". Языком обучения был древнееврейский с переводом на разговорный крымчакский этнолект крымскотатарского языка. Основными предметами обучения являлись: Тора и Талмуд, молитвы и выполнение ряда ритуальных заповедей в синагоге и домашнем быту.(5)
Исаак рос смышлёным мальчиком, проявлял способности в математике, стремился учиться дальше. Семья Кая не имела возможности оплачивать обучение Исаака и крымчакская община на собственные средства  отправила его на обучение в Виленский (ныне г. Вильнюс) еврейский учительский институт.(6) Следует добавить, что семья и община желали, чтобы Исаак выучился на звание казенного раввина (по сути юриста) для ведения дел общины, но Кая распорядился своей судьбой по другому, выбрав профессию учителя.
На фото: И.С.Кая ( в верхнем ряду слева) с родителями и сестрами. Карасубазар, приблизительно 1908 г.

Из предметов особое усердие Исаак проявил в изучении алгебры, геометрии, истории евреев библейского и послебиблейского периода.(7)
Просветитель и педагог
Я.И. Бакши вспоминал о том периоде жизни Учителя следующее (орфография и пунктуация автора письма) :"И.С. Кая с ранних лет испытывал все прелести нужды, помощи от родителей не получал, наоборот -им помогал. Его трудом брат Моисей и сестра Бетя  получили образование, первый -бухгалтерское, вторая фармацевта".(8) В семье Юды Моисеевича Хондо он познакомился со старшей сестрой своих учеников Ольгой (Орой), ставшей впоследствии его женой. В 1909 году Учитель переезжает с молодой женой  в Карасубазар, где открытые в 1903-1907 годах первые правильно организованные школы для детей крымчаков с преподаванием общеобразовательных предметов на русском языке, приходили в упадок по причине острой нехватки квалифицированных педагогов.(9) Учитель на базе местной Талмуд -Торы организовывает педагогически правильно построенную школу для детей крымчаков, в который он одновременно становится заведующим и учителем.
На фото Юда Моисеевич Хондо,отец Ольги (Оры) Юдовны Кая (Хондо). Умер в Симферополе в 1916 году, в возрасте 55 лет.

Ольга Юдовна начинает преподавать в той же школе русский язык. Я.И. Бакши писал мне своем дяде Исааке следующее (орфография и пунктуация автора письма):"Хотя он (И.С. Кая-прим.автора) родился и рос в патриархальной среде, он был прогрессивным ….перестал носить бороду, что очень осуждали старики крымчаки, перестал носить палку, а старинные "чеховские" пенсне на шнурке заменил на более современные очки".(10) В 1912 году в Крым приезжает известный ученый -антрополог С.А. Вайсенберг,  изучавший караимские и крымчакские фамилии с целью установления их происхождения. Встретившись с И.С. Кая, который передал ему список из 85 крымчакских фамилий с собственными пояснениями, ученый охарактеризовал его как "одного из усерднейших поборников просвещения и насаждения современной культуры при сохранении,однако,всего хорошего старого среди своих соплеменников".(11) Немаловажный для характеристики Учителя  факт- приезжавшим в Таврию исследователям стороны И.С. Кая всегда оказывалось искреннее содействие и все они, покидая полуостров, тепло вспоминали о простом учителе карасубазарской крымчакской школы. В 1914-1916 годах последовали его первые статьи об общине евреев-крымчаков. С глубоким пониманием вопроса Учитель описывает замысловатый быт крымчаков, призывая читателей ознакомится с древней историей и самобытной культурой общины. Эти публикации означают признание  И.С. Кая как этнографа и краеведа.(12)
В 1921-1922 годах школа в Карасубазаре закрывается  в связи с голодом и Учитель с семьей переезжает в Симферополь, где продолжает преподавать татарский язык в русских и татарских школах, одновременно обучаясь на вечернем отделении Таврического университета по специальности "востоковедение". И.С. Кая владел несколькими восточными языками - арабским, древнееврейским, татарским, фарси.
Семья И.С. Кая 
На фото 1927 года семья И.С. Кая: жена Ольга Юдовна Кая(ур. Хондо),сын Яков (1917 г.р), дочь Клара (1916 г.р), Исаак Самуилович Кая . На фото отсутствует старший сын Лев (1912 г.р.).
Яков Кая пропал без вести на фронте в 1942 году, биография Льва Кая, проведшего 10 лет в сталинских лагерях, будущего исследователя -краеведа подробно описана мной на этом сайте в разделе "биографии"(подробнее: Незабытые имена: Лев Исаакович Кая 1912-1988 - Крымчаки (krymchaks.info) , дочь Клара, в семье которой последние годы провел Учитель, скончалась в 1975 году в Одессе.
   

Довоенные годы
В 20-х годах, при участии Кая, открываются две крымчакские школы, преподавание в которых велось на русском языке. Учитель является автором первого букваря и нескольких учебников крымскотатарского языка для татарских и крымчакских школ, однако в 1929 году ему запрещают преподавание крымскотатарского языка, т.к. Кая протестовал против перевода татарской письменности с арабского алфавита на латиницу.(14) Он вновь поступает на  обучение в пединститут по специальности "математика" и преподаванию этого предмета посвящает остаток жизни. Я.И. Бакши описал мне несколько эпизодов из жизни Учителя конца 20-х-начала 30-х годов (орфография и пунктуация автора письма):"…первым в нашем квартале он установил у себя в квартире радиоприемник, детекторный, огромный, с батареей аккумуляторов под столом. Мне помнится как старики соседи ходили смотреть и слушать (еще через наушники) это чудо, восхищенно цокали, но просили поднять скатерть, чтоб  убедиться что под столом никого нет".(10) Ещё небольшой отрывок воспоминаний Я.И. Бакши (орфография и пунктуация автора письма): "Все свои детские и юные годы И.С. мечтал о велосипеде, но не мог позволить себе такую роскошь, т.к. постоянно помогал материально брату, сестре, родителям, да и своя семья росла. Но в 1932 году он приобрел сразу (два-пропущено Я.И. Бакши-прим. автора) велосипеда, один для сына (младшего-Якова-прим. автора), другой для себя. Я тогда жил у них. Мы с Яшей через 2 часа освоили эту машину и гоняли на ней все свободное время. А И.С., уже немолодой человек, и через 2 недели мог только неуверенно управлять, а садился и слезал "c камня". Бывало вернется он с прогулки, но не на велосипеде, а ведя его за руль, т.к. упал и что-либо сломал, соберет своих детей и меня, да поучает :"cмотрите, мол, на меня и учитесь, не откладывая на завтра то, что нужно сделать сегодня, завтра может быть поздно. Таких случае помнится много, их не перечислить ".(10) 

Керченский период
В 1931 году начинается керченский период жизни семьи И.С. Кая. Учитель получил место заведующего учебной частью школы ФЗУ при металлургическом заводе им. Войкова. Это было огромное учебное заведение, в котором, по воспоминаниям Я.И. Бакши, который там учился, было более 3-х тысяч учеников (10), Ольга Юдовна, его жена, там же преподавала русский язык татарских группах. В Керчи, в 1936 году, Учитель завершает работу над этнографическим исследованием "Крымчаки", до сих пор полностью неопубликованным.
Фото 1938 года, Керчь. Семья И.С. Кая. На руках О.Ю. Кая (Хондо) внучка Наташа Коробач, справа от нее старший сын Лев, позади стоит Яков, рядом с Учителем дочь Клара с племянницей Софочкой и мужем Леонидом. Полагаю, это последний, дошедший до нас снимок всей семьи вместе. Ольга Юдовна в скором времени скоропостижно умирает, не дожив до войны. Маленькая Софочка погибает во время войны.                                                                                                                                            

 Фото И.С. Кая 1940 года, Керчь
 .

Спасение керченской общины крымчаков в ноябре -декабре 1941 года
Этот эпизод подробно описан участником тех трагических дней З.Я. Бороховым. В оккупированной немецкими и румынскими войсками Керчи, по его воспоминаниям, крымчаков регистрировали отдельно от евреев-ашкеназов. Началось поголовное истребление еврейского населения Керчи. При регистрации трудоспособных на бирже труда властями был поставлен вопрос о национальной принадлежности крымчаков и их вероисповедании. З.Я. Борохов вспоминал: "В те дни, настроение у всех было крайне взбудоражено, что же касается крымчаков, то наше положение было вообще затуманено, это обстоятельство нагроможденное еще всякими мрачными слухами, побудило нас к некоторой активности, а именно: путем обмена мнениями при обычных встречах, было решено  собраться на квартире Анисима Самойловича Мизрахи …следующим лицам: И.С. Кая, И.И. Валит, М.С. Токатлы, А.С. Мизрахи и З.Я. Борохов, встреча состоялась 25-26 ноября 1941 г". На этой встрече было решено предоставить немецким властям опубликованные материалы и рукописную статью И.С. Кая "Крымчаки".(15) Обращаясь к немецким властям, Учителю уже было известно, что за подобное прошение в Симферополе, в центре города, на деревьях были повешены Х.И. Тревгода, Л.А. Хондо, Л. Колпакчи и другие. И все же он сделал этот шаг и смог спасти жизни многими керчанам, сам чудом уцелев. Немцы послали запрос, решив провести дополнительную проверку. 40 дней и ночей ожидания ответа спасли 826 жизней. Избавление пришло 30 декабря 1941 года с Керченско-Феодосийским десантом. Уничтожение обшины было назначено гитлеровцами на 3 января 1942 года. Жизнь и смерть почти тысячи человек разделяло всего 4 дня. Большинство оставшихся в живых успело эвакуироваться.
После эвакуации, Учитель оказался в Алма-Ате, где его настигает страшная весть-пропал без вести на фронте его младший сын Яков, старший сын Лев осужден на 10 лет ГУЛАГа по ложному обвинению. В Алма-Ате он по памяти восстанавливает свой архив, полностью утраченный в Керчи. Архив состоял из редких книг, рукописей, личных трудов и значительного этнографического материала. Для чего он это делал? Шла кровопролитная война, до этого ли было людям? Учитель боялся, что община крымчаков, практически полностью уничтоженная гитлеровцами в Крыму, останется без прошлого, а чудом уцелевшие его соплеменники останутся без будущего.
Послевоенная жизнь
После войны, И.С. Кая переезжает в Краснодар к семье его дочери Клары. Преподает математику в средней школе № 28, пишет труд "Организация урока по математике (из личного опыта).".В 1948 году семья Кая покидает Краснодар и переезжает в Одессу. У курсантов 1-го офицерского училища появляется новый преподаватель математики с загадочной фамилией Кая. Преподавание в училище Кая совмещал с работой в школе №30 Ленинского района г. Одессы.

Какой же он был человек? Всю жизнь Учитель трудился, а жил всегда плохо. В одной комнате ютился он со своими книгами и большим архивом, с которым уже не расставался. Н.Л. Коробач вспоминает, что после войны у дедушки всегда было много посетителей: небольшая комната порой и не вмещала всех. Иногда вполголоса пел песни на крымчакском языке, пел даже на улице. Пытался добиться от властей возобновление записи "крымчак" в паспортах уцелевших после войны крымчаков. Учитель в послевоенные годы выполнял обязанности неформального лидера крымчаков. Крымчаки, в войне потерявшие семьи, шли к нему за советом или просто пообщаться. Моя тетя Е.Д. Гурджи рассказывает: "Мы с мужем только поженились. Оказавшись в Одессе, пошли к И.С. Кая. Жил он очень скромно и наш приход застал его врасплох . Он нас поздравил и подарил на память столовый сервиз". Эту трогательную встречу она помнит и сейчас в ее 91 год.
Я.И. Бакши в ответ на мой вопрос (орфография и пунктуация автора письма): "Какой же он был человек?"cообщил мне несколько эпизодов из жизни Учителя в  довоенные годы: "Обыкновенный,простой,общительный. Любил хорошую компанию, заразительно смеялся, любил хорошую шутку и розыгрыш. Любил природу. Я помню как он мог собрать своих детей, детей соседей и организовать выход за город в ближайший лесок или к ставкам, а там бегать, дурачиться, жечь костры и печь картошку… Много читал. В отпуск любил поездить. И, если не удавалось поехать далеко, то по городам, деревням , селениям Крыма. В 1940 году поехал в гости к дочери, в поселок Нельма что в Татарском проливе (14), куда дочь получила назначение после Мосрыбвтуза. 11 дней туда,11 дней обратно, а 3 дня в гостях, вот и весь отпуск. И еще (орфография и пунктуация автора письма). Был необыкновенно трудолюбив и усидчив". Далее Я.И. Бакши пишет о их последней встрече в Одессе :"Он был уже немолод, но еще работал. Он проверял тетради с домашними заданиями своих курсантов и вдруг говорит: "Яша, Клара (его дочь, моя ровесница, соученица по школе и лучший друг всю жизнь), берите бумагу, карандаши, сядьте. И задал нам задачи из программы 10-го класса проверяемых работ. Мы довольно быстро и успешно справились с этим заданием. Тогда я ему говорю: "дядя Исаак, а теперь Вы решите 5 задач. Он посмотрел их, нашёл их нетрудными, но сказал ,что для каждой нужно 5-6 минут, а на полчаса у него нет времени. Когда я решил все 5 задач за три минуты (с помощью логарифмической линейки) он не поверил, проверил две из них, убедившись в правильности решения сказал: "Теперь я вижу, что вы стали вполне самостоятельными, мне можно и умирать. И менее чем через полгода его не стало. Такую проверку мог устроить взрослым детям, тоже уже родителям, только Учитель".(13)
Из Одессы его неумолимо тянуло в Крым, на родину, однако, въезд  в Крым Учителю был запрещен, как одному из авторов учебников крымско-татарского языка .(14) Лишь в 1952 году ему удалось на сутки приехать в Белогорск (Карасубазар). Кая долго бродил по городу, смотрел на уцелевшее здание старой Талмуд -Торы, посетил древнее, богатое воспоминаниями крымчакское кладбище, прощаясь со всем, что было ему так дорого…
Фото 1955 г., Одесса. На фото слева направо К.И. Кая, ее дочь Ольга, И.С. Кая, Н. Коробач. В верхнем ряду Л. Коробач и Я.И. Бакши.

Наследие И.С.Кая
Итоговым трудом Учителя  в 1955 году  являлся совместный с профессором В.И .Филоненко этнографический очерк "Крымчаки и их народное творчество". Очерк остался в машинописи и не увидел свет. В эту работу включен ряд песен обрядного, исторического и бытового содержания крымчаков. C 1951 по 1954 г.г. Исаак Самуилович неоднократно обращался в редакцию БСЭ с просьбой опубликовать статью"крымчаки". Летом 1954 года вышел 23 том энциклопедии с долгожданной статьей. Редакционный короткий вариант статьи вызвал у Кая глубокое разочарование. (16)

И.С. Кая скончался в Одессе 30 марта 1956 года.
После смерти Учителя остался большой архив и более 10 опубликованных и неопубликованных трудов. Его дело было продолжено другом и учеником Е.И. Пейсахом, впоследствии проделавшим огромную работу по сохранению этнографического наследия крымчаков.
Весной 1990 года мы с Наталией Леонидовной Коробач посетили 3-е еврейское кладбище Одессы, возложили цветы на скромный памятник. На нем высечено:
Твои родные никогда не забудут тебя
Хотелось бы добавить, что Вас,Исаак Самуилович, не забудут и те, кому дорога трагическая история и судьба маленькой общины крымчаков.       

Фото середины 80-х годов
, ОдессаРядом с памятником жена Л.И.Кая А.Ф. Панкова, внучка Ольга с сестрой Н.Л. Коробач.

Фото Я.И. Бакши, племянника и хранителя памяти о И.С. Кая,1915 г.р., скончавшегося в Гяндже в  1998 году.

Фото похорон И.С. Кая, март 1956 года, Одесса. На фото :дочь Клара, внучка Наталия и сын Лев.

Фото Н.Л. Коробач, внучки И.С. Кая, проживающей в г.Ашдод, Израиль.
  
 Примечания:
1. Велвл Чернин, «Из крымских тетрадей: очерки полевых исследований суб-этнических групп евреев Крымского полуострова» / Евро-Азиатский Еврейский Конгресс, 2019. institute.eajc.org/из-крымских-тетрадей (С.14-15).
2. И.В. Ачкинази. К проблеме сохранения культурного наследия крымчаков. Материалы по археологии,истории и этнографии Крыма. Вып.X (Cимферополь,2003.С 625-638)
3. Н.С. Матюхина. Исаак Самуилович Кая - первый представитель крымчакской интеллигенции. Интернет-ресурс : https://cyberleninka.ru/article/n/isaak-samuilovich-kaya-pervyy-predstavitel-krymchakskoy-intelligentsii/viewer
Просветительско-образовательная деятельность И.С. Кая как представителя крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX вв. Интернет-ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelsko-obrazovatelnaya-deyatelnost-i-s-kaya-kak-predstavitelya-krymskoy-intelligentsii-kontsa-xix-pervoy-treti-xx-vv
4. В 1990 году один из последних карасубазарских крымчаков Ш.И. Токатлы сообщил мне сведения о зажиточности семьи Кая. Он утверждал, что семья собирала в своем доме шерсть, домотканые ковры и торговала фруктами. Родственники И.С. Кая: племянник Я.И. Бакши и внучка Н.Л. Коробач в переписке со мной выразили сомнение в достоверности данной информации.
5. В.И. Филоненко и И.С. Кая. Крымчаки и их народное творчество. Машинопись. (Одесса, 1955.С.10).
6. Ви́ленский учи́тельский институ́т — среднее учебное заведение Российской империи по подготовке учителей. Открыт в Вильне в 1873 году на базе раввинского училища, на средства еврейской общины. Известность Виленского еврейского учительского института к началу XX века вышла далеко за пределы царской России. Среди известных его зарубежных опекунов — Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, а также видный деятель II Интернационала Эдуард Бернштейн. Интернет – ресурс : http://www.ejwiki.org/wiki/ виленский_учительский_институт
7. Табель успеваемости Исаака Кая в Вильнюсском историческом архиве (Ф. 570,оп.1,д,112,л.47-48).

8. Письмо Я.И. Бакши - М. Гурджи от 16.05.1990. Личный архив М. Гурджи.
9. В.И.Филоненко и И.С.Кая. Крымчаки и их народное творчество. Машинопись. (Одесса,1955.С.10).
10. Письмо Я.И. Бакши-М. Гурджи от 28.06.1990. Личный архив М. Гурджи.
11. С.А. Вайсенберг.  Исторические гнезда Кавказа и Крыма. Еврейская старина Т. 6. Вып.1 (СПб.1913. С.51-69) и Вайсенберг С.А. Фамилии караимов и крымчаков. "Еврейская старина", Вып.3  (СПб. 1913. С.384-399)
12. Инициативной группой крымчаков, во главе  которой стоял И.С. Кая в 1913 году была предпринята попытка проведения переписи крымчаков.Удалось собрать 5228 анкет, содержащих ценный этнографический материал. И.С. Кая удалось сохранить и передать опросные листы в Музей Этнографии народов СССР в Ленинграде.
13. Письмо Я.И. Бакши - М. Гурджи от 30.04.1990. Личный архив М. Гурджи.
14. Поселок Нельма,Татарский пролив, расположен на Дальнем Востоке СССР. Путешествие было сопряжено с трудностями: на поезде нужно проделать долгий путь до Владивостока. В довоенные годы отсутствовало морское пассажирское сообщение. Единственный способ добраться до поселка Нельма были торговые или промысловые рыболовные суда. Письмо Я.И. Бакши-М. Гурджи от 02.06.1990. Личный архив М. Гурджи.
15. И.В. Ачкинази. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. (Симферополь.2000. С.122-123).
16. И.В. Ачкинази.Крымчаки.Историко-этнографический очерк.(Симферополь.2000. С.129).
Список трудов И.С.Кая (опубликованных и неопубликованных).
1. Кая  И.С. Народное образование у крымчаков. Вестник Еврейского просвещения №29 (март) (Спб.1914.С.76-79).
2. Кая  И.С. Ханские ярлыки,данные крымчакам. Еврейская старина.Вып.1 (Спб.1914.С.102-103).
3. Кая  И.С.Крымчаки. Этнографический очерк(по личным наблюдениям). Еврейская старина. Вып.1 (Спб.1916.С.397-407).
4. Кая  И.С.Крымчаки в Крыму и дела их просвещения.Журнал "Оку Ишлери "(на крымскотатарском языке) ,1926 №№8,9,10. 
5. Одабаш А., Кая. И.С. Руководство для обучения крымскотатарскому языку. Крымгосиздат. (Симферополь.1924).
6. Одабаш А., Кая. И.С. Руководство для обучения крымскотатарскому языку. Крымгосиздат. (Симферополь.1925).
7. Одабаш А., Кая. И.С. Руководство для обучения крымскотатарскому языку. Крымгосиздат. (Симферополь.1926).
8. Кая  И.С.По поводу одной крымчакской рукописи. ИТОИА и Э .Т.1(58). (Симферополь.1927).
9. Кая  И.С. Крымчаки их быт и письменность. Машинопись. (Симферополь.1928).
10. Кая  И.С.Крымчаки. Машинопись. (Керчь.1936).
11. Кая  И.С. Организация урока по математики (из личного опыта). Рукопись. (Краснодар.1947).
12. Кая  И.С., Филоненко В.И. Крымчаки и их народное творчество. Машинопись.(Одесса,1955).

Перепечатывание данного материала возможно с письменного разрешения автора и указанием источника публикации.