С уничтожением симферопольской общины в декабре 1941 года связан День поминовения, соблюдаемый сегодня общиной, – тъкун, т. е. День памяти крымчаков, расстрелянных в 1941–1942 годах. Слово тъкун происходит от древнееврейского тиккун («исправление, установление порядка» – каббалистический термин, часто используемый в названиях специальных молитв). По мнению М.Занда, этот термин является сокращением от тиккун йом а-зиккарон («установление порядка дня памяти») или тиккун а-нешама («установление порядка [молитвы] о душе»), аналог поминального дня йорцайт у ашкеназов. Этот обряд впервые был отмечен в Симферополе в 1945 году.
Вот как написал о возникновении традиции тъкуна Игорь Ачкинази: «Крымчаки, возвращавшиеся на родину после освобождения Крыма, узнавали страшную правду о гибели своего народа. Общее горе вновь сплотило людей и напомнило им о единых корнях и древних родственных связях. В городах Крыма появились инициативные группы крымчаков, которые вели учет приезжавших соплеменников и в необходимых случаях оказывали им посильную материальную или иную помощь. Так начинали возрождаться некоторые элементы общины, которая некогда была основой жизни сообщества».
В Симферополе регистрацией занялся И.Габай, работавший сапожником на базаре. В общую тетрадь, ставшую общинным журналом, он заносил сведения о прибывших. Благодаря этому многие родственники смогли найти друг друга.
В письме к В.И.Филоненко, датированном 25 октября 1946 г. И.С.Кая писал: «Уважаемый Виктор Иосифович! Отвечаю на Ваше письмо от 18 окт. По интересующим Вас вопросам могу сообщить следующее: точного учета оставшихся в живых крымчаков нет. О числе их можно говорить весьма приблизительно (в тексте письма И.С.Кая написано «приближенно». – Прим. ред.) В бывшем центре крымчакского поселения в Крыму – в Карасубазаре – я не нашел ни единого крымчака, в Феодосии – человек 40 – 50, в Керчи – человек 100, в Симферополе – человек 300 – 400, по очень небольшому числу крымчаков есть в Евпатории, в Севастополе и Джанкое».

Среди документов Б.М.(В.М.)Ачкинази – тетрадный листок, датированный 14 августа 1949 года, с пометкой «г. Керчь». В нем список имен 61 крымчака, вернувшегося в город после войны. Узнав в 1945 году о месте расстрела симферопольских крымчаков от спасшейся чудом молодой женщины, небольшая группа соплеменников решила побывать там. Когда они пришли на 10-й километр Феодосийской, или, как ее тогда называли, Зуйской дороги, к балке «Ливенские дубки», им открылась жуткая картина. Длинный противотанковый ров, выкопанный руками жителей Симферополя, был частично засыпан, его края оплыли от дождей, а в промоинах белели человеческие кости. Пришедшие крымчаки тогда еще не знали, что в этом рву вместе с их родственниками нашли свою могилу люди многих национальностей – фашисты проводили здесь расстрелы с декабря 1941 по апрель 1944 года. Среди жертв палачей были военнопленные моряки из Севастополя, патриоты, не признававшие «новый порядок», сочувствующие Красной Армии и другие советские граждане.
В один из дней лета 1945 года группа крымчаков, состоявшая в основном из женщин, стариков и демобилизованных к этому времени мужчин, пришла ко рву и захоронила лежавшие на поверхности останки. Здесь же было решено почтить память погибших, по традиции своего народа, поминальной трапезой – тъкуном.
11 декабря 1945 года крымчаки Симферополя пришли в Кадиаскерский переулок. Е.Лехно, хозяин дома, в котором собралась община, покоился в том страшном рву. До поздней ночи звучали поминальные молитвы и скорбные песни. Собравшиеся решили, что 11 декабря навсегда станет Днем памяти жертв и что, пока жив их народ, быть в этот день тъкуну.
Родившаяся традиция была подхвачена большинством крымчаков. Не только в крымских городах, где имелись еще не отмеченные памятными знаками места гибели крымчаков и куда в дни 11–13 декабря отправлялись приезжавшие со всех концов СССР крымчаки, но и в семьях крымчаков, живших за пределами Крыма, проводилось поминовение – тъкун. В 60-е – начале 90-х годов к местам массового уничтожения народа стали приходить дважды в год – 11 декабря и в День Победы – 9 мая. В конце 40-х годов, вероятно, на одном из тъкунов возникла импровизированная религиозная община крымчаков, выполнявшая в основном функцию погребального братства и благотворительного общества (т. н. хевра кадиша). В нее вошли преимущественно крымчаки, родившиеся в последние десятилетия XIX века, знавшие основные молитвы, а также погребальную обрядность. Собственного молитвенного дома у общины в то время не было.

Групповое фото пожилых крымчаков на тъкуне. Середина 1970-х гг. Из личного архива М.Я.Гурджи
Дни проведения тъкуна стали своеобразным временем обязательного сбора и встреч большинства крымчаков. Поэтому многие общественные дела обсуждались именно тогда. Здесь же обсуждалась проблема об установления памятного знака над местами трагической гибели крымчаков.

В наши дни тъкун проводится в помещении симферопольского общества «Кърымчахлар» на ул. Крылова. 11 декабря утром участники обряда отправляются на 10-й километр Феодосийского шоссе, к памятнику, установленному на месте расстрела крымчаков и ашкеназов.
После этого они собираются в помещении общества в Симферополе, где поют ритуальные пызмоны (от ивр. – пизмон), читают кадиш (заупокойную молитву), поют на этнолекте песни о трагической гибели земляков, подают традиционные крымчакские блюда. С конца 1990-х годов тъкун проводится также и крымчаками Израиля в г. Нетания.

Литература
Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. Симферополь, 2018. С. 206–208.
Настольная книга крымчака / Сост. М.Гурджи. – Иерусалим, 2022. C. 49–52.