Э.Е. Пейсах (1936-2008)
Выступление перед слушателями краткосрочного семинара для работников культуры из Крыма .
Дата выступления 26.05.1993 г. Доклад публикуется в сокращении.
[26 – 28.05.93; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;ул. Ю. Фучика, д. 15]
ПЕЙСАХ Эдуард Евсеевич - доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной механики Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, член Российского национального комитета по ТММ, РАН, член Комитета по стандартизации и терминологии IFToMM.
http://tmm.spbstu.ru/8/peisakh-70.pdf
Кто такие крымчаки?
Начну с официального определения: БСЭ, 1973, т. 13, с. 518, статья «Крымчаки»
Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014:[ КРЫМЧАКИ, малочисленная народность. Живут гл. обр. В городах Крымской обл. УССР (Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия) и на Кавказе (Новороссийск, Сухуми). Язык относится к тюркским языкам, однако большинство К. считают родным языком русский. Верующие К. – иудаисты. Этногенез К. окончательно не выяснен. По-видемому, они сформировались на основе древнего местного населения (принявшего иудейскую религию) с позднейшей примесью евр., тюрк. и, возможно, итал. (генуэзских) элементов.
Крымчаки, если иметь ввиду историческую память народа, всегда считали, что они принадлежат к самостоятельной народности. Сейчас это признаётся. Но многие десятилетия в СССР это отрицалось.В паспортах в Крыму и других городах писали: евреи, татары, русские, цыгане… Многим уже в 60-е – 70-е годы удалось поменять паспорта, но это было сопряжено с с огромными трудностями: нужно было обить немало порогов на различных уровнях (роль Е.И. Пейсаха в этом деле …).Что такое народ, нация, национальность, народность?
Существовало много вариантов ответов на этот вопрос. Известно Сталинское определение нации: 5 признаков – единство языка, территории проживания, религии …Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014: [См.: Энциклопедия Концепции Общественной Безопасности КОБ: „Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности: 1) языка, 2) территории, 3) смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления, 4) психического склада, проявляющегося 5) в объединяющей людей культуре и воспроизводящегося на её основе в преемственность поколений. Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию. Именно это, Сталинское, определение НАЦИИ, кочует во всех книгах постсоветских и зарубежных словарей“ http://vk.com/wall-53094626?own=1&w=wall-53094626_42 https://vk.com/wall-53094626?offset=20&own=1 ] Но вряд ли найдутся нации и народности, которые полностью удовлетворяют этим признакам. Мне думается, что вполне можно принять такой один признак (определяющий) – национальное самосознание. Не нужно решать за народ извне, со стороны – это нация, отдельная народность или же нет; нужно предоставить самому народу решать этот вопрос для себя и доверять представителям этого народа. Конечно, присутствуют и другие дополнительные признаки – язык (но он может быть утрачен у молодёжи), традиционная религия, основные традиционные зоны проживания, культурно-бытовые традиции и др.В мире существуют „Красные книги“, куда заносятся редкие или исчезающиевиды растений и животных, ведётся борьба за их сохранность, а люди, перешагнувшие, к сожалению, черту, за которой воспроизводство практически невозможно, никем не оберегаются, особенно у нас, хотя имеются соответствующие решения ЮНЕСКО по их защите. Поэтому нужно с пониманием относиться к национальным чувствампредставителей малых народов: это – не стремление к национальной ограниченности или национальной обособленности, это – не проявление национализма, это – естественное чувство и рефлекс самосохранения.В мире сейчас многие великие нации и страны это понимают. Правительства этихстран (США, Канада, Австралия) принимают специальные меры по поддержке малых народов, сохранению их культуры, ремёсел, традиций, исторической архитектуры, традиций пищи и т.д. Например, на этой неделе правительство Канады приняло решение об образовании отдельной провинции, она занимает 20% территории страны, а в ней проживают всего 17,5 тысяч человек – это ненцы. Предусматривается массированное вложение средств и др. для поддержки этого народа.
Нужно отдать справедливость, в последние два – три года в Крыму наблюдается некоторый поворот к нуждам и проблемам малых народов Крыма. Создано и зарегистрировано, насколько мне известно, 14 национально-культурных обществ, в том числе и общество «КРЫМЧАХЛАР». Но реальной помощи и поддержки, в т.ч. материальной, научной, методической, с помещением и т.д., практически нет. Поэтому в этом мероприятии мне видится (из туманного Питера) элементы некоторого лицемерия, политический расчёт, разыгривание национальной карты. Но, как говорится, спасибо и за то, что есть.
Этноним «Крымчаки» Их называли: евреи-крымчаки, крымские евреи, равинисты, раббаниты, талмудисты, чуфут и т.д. и т.п. Они же сами называли себя просто – КРЫМЧАКИ. Название «крымчаки» скорее всего происходит от названия «Крым». Но когда именно они стали так называться? Естественно, термин «крымчак» понимают как «житель Крыма». Но это не полностью справедливо. Термин имеет также известное этнографическое значение. Что означает географическое наименование «Крым»?Есть мнение, что это тюркское слово – «ров», «яма». В 1948 году профессор Э.М. Мурзаев высказал предположение, что «Крым» - слово монгольского происхождения: «керем», «кирим» - стена (так монголы называли Великую Китайскую стену). Вторгшись в Тавриду в 13 веке и обосновавшись в городе Солхат, монголы его назвали Кирим (ныне Старый Крым), ибо они наткнулись на старые крепостные стены вокруг города. Затем это наименование распространилось на всё ханство (Крымское ханство), а позже и на весь полуостров. Таким образом, начиная с 13 века, вместо «Таврида», стало: «Крым».Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014: [См. Judaica Rossia. TIROSH Volume 6 (ТИРОШ. Труды по иудаике. Выпуск 6. Москва 2003). Статья: Михаил Кизилов. К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова, стр. 123… http://sefer.ru/upload/tirosh%20vol.%206.pdf ] Следоваельно, наименование «крымчаки» возникло не ранее 13 века. Естественно предположить, что это имя получили люди, которые населяли этот район до прихода сюда монголов. Подобное мнение высказал ещё в 19 веке путешественник Э. Дейнард в своей книге «Майсе Крым» («История Крыма»), которая была опубликована в Варшаве в 1878 г. на иврите. В главе «крымчаки» автор указывает, что, вероятно, когда татары пришли в Крым, они застали здесь старожилов, живших здесь с древнейших времён и называли их «крымчаки», т.е. крымские старожилы.Согласно мнению отдельных учёных XIX века (С. Дубнов, А. Гаркави, С. Вайсенберг, П. Лякуб и др.) живут крымчаки в Крыму свыше 2-х тысяч лет. Впервые «крымчаки» были упомянуты в официальных документах царской России в 1841 г. Новороссийский генерал-губернатор Воронцов сообщил в этом году Министру внутренних дел такие сведения: «Крымчаки – евреи-талмудисты, которых не следует путать с евреями-караимами, и живут они в городе Карасубазар. Они приняли русское подданство при присоединении Крыма к России, соблюдают обычаи своих предков, говорят на диалекте татарского языка и одеваются так же, ка крымские татары. Крымские евреи – люди спокойные, большинство – ремесленники, вырабатывают сёдла, шапки, чистят хлопок и т.п.» (см. Еврейский энциклопедический словарь, статья «Крымчаки»). До того времени крымчаки как в ханских ярлыках, выданных некоторым крымчакским семьям в 1597 г. и 1742 г., так и в русских официальных документах, называются «иегудим» (иудеи) или «евреи-талмудисты». Наименование «крымчак» также упоминается в «Регламенте Комитета министров от 18.08.1859 г.: «О переводе евреев-крымчаков – земледельцев колонии Рогатликой в мещанство города Карасубазара и о предоставлении им льгот в подушной и рекрутской повинностях». В этом документе крымчаки именуются «евреями» или «евреями-крымчаками». Авраам Фиркович в своей книге «Авнэ зиккарон» (известный исследователь, путешественник и этнограф XIX века) называл крымчаков «раббаним кримиим» (крымские раввинисты).В справочниках начала XX века советские учреждения крымчаков назывались «крымчакскими», в то время, как регилиозные – «крымско-еврейскими». Сами крымчаки, по крайней мере, с конца XIX века, называют себя единым образом -«КРЫМЧАКИ».
Интересная статья «О появлении этнонима «крымчак» и понятия «крымчакский язык» появилась сравнительно недавно – в 1983 году; её автор – молодой исследователь В.Ю. Чернин. Он пишет: «… термин «крымчак» стал совершенно самостоятельным этнонимом, служащим и самоназванием этой этнографической группы, и её названием у соседних народов»
К вопросу об этногенезе крымчаков
1) Вопрос об этногенезе крымчаков до сих пор не ясен; можно выссказать только некоторые версии и предположения. Через Крым прошли или в Крым приходили один за другим кимерийцы, тавры, скифы, сарматы, древние греки, готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, татары, генуэзцы, венециане, турки и другие народы. О массовом переселении евреев в Крым никаких сведений нет. Правда, известно, что в 1-м веке н.э. в Крыму были отдельные еврейские поселения (об этом свидетельствуют этнографические материалы и археологические раскопки).
2) Дубнов в статье «Исторический секрет Крыма» (журнал «Еврейская старина», 1914, вып. 1.) пишет: «В Приазовской Таканде сохранились греческие надписи 2-го и 3-го веков о тех, кто чтят «бойре шел ойлом (всевышнего)» - язычниках, стоявших на путях от Зевса к Иегове, от политеизма к иудаизму или христианству. Основываясь на этих документах, можно сделать предположение, что после первого и второго падения Иерусаимского храма (в 63 году до н.э. и в 80 году н.э.) некоторые евреи-миссионеры проникли через Кавказ и Керченский пролив в Крым и начали там распространять иудейскую религию. Приняв иудейскую веру, крымчаки одновременне не отказались от обычаев своих отцов-язычников. Вера в сверхестественные силы, в духов, чертей и т.д. …, поклонение луне и звёздам были сохранены до конца XIX века и начала XX века. Колдовство, шаманство, лечение от «злого глаза», как например, «сжигание ноготков», «гадание на ваксе и цинке», лечение на «20 ржавых гвоздях» встречаются ещё до сего дня.
3) Время появления крымчаков в Крыму некоторые учёные относят к VI – IX векам н.э. IX век н.э. косвенно подтверждается рукописным молитвенником, бережно сохранявшимся крымчаками, с датой написания – 847 г. В 1930 г. молитвенник был передан научному сотруднику Азиатского музея АН СССР в Ленинграде В.Л. Дашевскому. Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014: [См. А.А. Непомнящий. Неизвестные документы о судьбе коллекции Карай-битиклиги. Стр. 311, 312 и 315, 316 http://www.wceo.ru/portal/Soc_Gum/Krarh/2009_11/Nepomnyashchiy.htm О судьбе рукописного фонда «Карай-Битиклиги» см. IV научные чтения памяти Усеина Боданинского. Бахчисарай КРУ «Бахчисарайский историко-культурный заповедник» 17-19 октября 2012 г. Тезисы докладов и сообщений. Доклад Парафило Д.М. (Симферополь). «К истории передачи рукописного фонда «Карай-Битиклиги» в Институт Востоковедения АН СССР» стр. 29. http://bikz.org/doc/Tezisy.pdf ].
4) Приведу ещё одну цитату. В статье «Крымчаки: этапы культуры», опубликованной в газете «Таврические ведомости» в январе 1992 года, её авторы – Б.М. Ачкинази (он возглавлял общество «Крымчахлар» до недавнего времени, умер в 1992 г.) и его сын – И.В. Ачкинази (здесь присутствующий) писали: «Крымчаки … проживали компактно в Карасубазаре (Белогорске), куда перебрались из Кафы (Феодосии) и Солхата (Старого Крыма). Они, в основном ремесленники и садоводы, мелкие торговцы, жили компактно в одной слободке на левом берегу реки Карасу, объединённые общиной, и славились как хорошие садоводы, кожевники, шорники, сапожники, шапошники и представители др. промыслов. Жизнь общины, регламентировавшаяся прежде всего религиозными установками, сохраняла и различные элементы светской культуры, часть из которых были пережитками язычества (магия, суеверия, обряды, связанные с рождением и смертью, и прочее). Фольклор, передававшийся из поколения в поколение, обогащавшийся культурным влиянием проживающих рядом тюркоязычных народов, с XVIII века обрёл и письменную традицию – некоторые семьи записывали сказки, загадки, пословицы, поговорки в рукописные сборники – «джонки».Свободный ход развития крымчакской истории в единой этнокультурной среде привёл в середине XVIII века к выдвижению из крымчакской общины историка-хрониста Давида Лехно, описавшего историю Крымского ханства за пятьдесят лет (с конца XVII века до первых десятилетий XVIII века)».Содержательный историографический обзор литературы о крымчаках по публикациям XIX - начала XX века составлен И.В. Ачкинази в 1991 году (список использованной литературы содержит 88 источников).
Численность крымчаков В основном на базе статьи:М.С. Круповицкий. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние 200 лет –М., Сборник „География и культура этнографических групп татар в СССР“, Московский филиал Географического общества СССР, 1983, с. 75 – 93. Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014: [см. http://www.eki.ee/books/redbook/crimean_jews.shtml ] 1783 г. Камеральное описание Крыма. В Карасубазаре – менее 600 чел. (93 дома). Кроме того в некоторых других местах Крыма.Общая численность: около 800 чел.1818 г. Карасубазар + Феодосия – 150 семей.1829 г. Около 1000 человек (по данным Таврического рекрутского присутствия: 509 мужчин). Середина 1840-х годов – 1300 чел. В 1843 г. карасубазарские крымчаки организовали в районе озера Донузлав земледельческую колонию Рогатликой (она просуществовала до Крымской войны). Начало 1870-х годов – в Карасубазаре 2000 чел., а с учётом других мест – 2200 ч. Конец 1870-х годов – 2900 человек.Перепись 1870-х годов – 1381 чел. (из них 95% в Таврической губернии); но фактически было больше: около 4500 чел. Миграция крымчаков из Карасубазара (с середины 1880-х годов) в другие города Таврии, а также на Кавказ. В 1897 г. в Карасубазаре проживало 57% крымчаков. В 1913 г. по данным религиозно-общинной переписи крымчаков в 19 пунктах – 5282 человека. Кроме этого крымчаки проживали ещё в 14 пунктах – около 1700 человек (в том числе в Симферополе – 1500). Таким образом, общая численность была около 7000 человек. В 1918 – 1921 гг. Крымчаки, как и всё население Крыма, понесли большие людские потери в период немецкой оккупации, а затем во время гражданской войны и голода. Кроме этого, в период 1914 – 1921 гг. небольшие группы крымчаков эмигрировали в Турцию, а оттуда в Палестину и США (где существует Крымчакская община). 1926 г. Всесоюзная перепись населения – 6383 чел. (основная масса – в Крыму). Указали крымчаки в качестве родного языка:74% - крымчакский (крымско-татарский);24,5% - русский;1,4 – другие языки. Проживали: 16,3% - в Карасубазаре; 23,5% - в Симферополе. Продолжалась миграция в конце 20-х – начале 30-х гг. Часть мигрантов поселилась возле деревни Табулды в Крыму, где было создано два крымчакских колхоза „Крымчак“ и „Ени крымчак“ (ок. 600 чел.). В середине 30-х годов в Керчи было уже 1200 крымчаков. В 1936 г. в Карасубазаре осталось 30 крымчакских семей.В переписи населения 1939 года нет сведений о крымчаках. Но по данным И.С. Кая и Е.И. Пейсаха можно сделать вывод, что перед ВОВ численность крымчаков в СССР достигла 8000 человек (более 90% в Крыму). Во время ВОВ было убито около 70% крымчаков (более 5500 человек). После войны крымчаки начали возвращаться в Крым. В середине 50-х годов в Крыму было около 1500 крымчаков. Всесоюзная перепись 1959 г. – 1500 крымчаков (1042 – в Крыму). Но фактически было больше, т.к. не давали паспортов с национальностью „КРЫМЧАК“.Начало 60-х годов – около 2000 крымчаков.Всесоюзная перепись в 1970 г. – 1053 крымчаков в Крыму. Но полных данных нет, т.к. в опубликованных сводных материалах переписей населения 1970 г. и 1979 г. крымчаки отдельно не значились, а были отнесены к графе „прочие национальности“. По оценочным данным в начале 80-х годов было около 1800 крымчаков (1200 – в Крыму; 200 – в Сухуми, 100 – в Новороссийске; а также в Москве и Ленинграде. За пределами СССР в середине 80-х годов проживало от 400 до 500 крымчаков – в основном потомки реэмигрантов из Турции в Палестину и США По переписи 1989 г. в СССР было зарегистрировано 1448 крымчаков (на территории Крыма – 604). Сейчас численность крымчаков уменьшается: умирают старики, происходит процесс ассимиляции (браки между крымчаками теперь маловероятны).
Общественная жизнь, социально-экономическое положение крымчаков (в прошлом)
1) П. Сумароков, начало XIX века [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ] :
«… П. Сумароков, кого Александр I в 1801 г. послал из Петербурга в Тавриду, как «судью Крыма», написал 2 книги о крымчаках под заголовком «В свободное время крымского судьи». Жизнь крымчаков в теченое 30 лет изучал петербургский журналист П. Лякуб. В одной из своих работ он рассказывает: «Крымчаки, в основном, высокого роста, смуглые, статные. Глаза и их поведение выдаюют их чистосердечие. Они весёлые и симпатичные. В быту они естественно-просты и сдержаны … крымчак откажется от самого необходимого, лишь бы сдержать слово, стараясь всеми силами не остаться в должниках. О взятии процентов или обмане он не имеет даже понятия. Он избегает какого-либо выторговывания или разногласия. Они хорошие семьянины. Образцова у них моральная чистота. Крымчакская семья в полном смысле слова патриархальна. Отец, её глава, имеет неограниченную власть: его жена и дети выполняют его волю беспрекословно. Вообще здесь внимание к старшим свято и неколебимо.Что касается общественной жизни крымчаков, то вызывает восхищение их необычная и глубоко продуманная взаимопомощь. Всеми силами и способами стараются они выкорчевывать в своей среде нищенство. В связи с этим сговорились они меж собою и уже с давних пор ввели они денежный налог на своё недвижимое имущество. Каждый четверг выдаются бедным 25 копеек, уголь – 5-6 оков (ока содержит 3 фунта), дров – сколько каждый может унести, по нескольку фунтов хлеба, муку, крупу и т.д. На общественные фонды устраивают свадьбу бедным девушкам, справляют погребенье беднякам, оказывают вспомоществование беременным, вдовам и сиротам…»
1.2) И. Шмаков, 1868 г., газета «День» [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ] :«А вот ещё свидетельские показания: «Они высокорослые, поджарые, средь них довольно часто встречаются люди со светлыми, золтыми волосами. У женщин миловидные лица, черные выразительные глаза. Подражаяя татарским женщинам, окрашивают они желто-красной краской ногти и ладони рук. Красят брови. Никто из женщин и мужчин не бреет головы. Но подстригаться, подстригают они волосы очень коротко; при этом мужчины отпускают длинные вьющиеся чубы, а девушки выпускают из-под красных головных платков, украшенных монетами, множество маленьких косичек. Головные платки женщин аналогичны турецким чалмам. Женщины и девушки носят цветные штаны и цветную обувь. Поверху одевают они синий архалук, который стягивает широкий пояс с серебряными украшениями. Мужчины носят за поясом или татарский небольшой нож или медную чернильницу с письменными принадлежностями. От магометан крымчаки переняли обычай вести довольно обособленный семейный образ жизни. Женщины показываются на улице не иначе, как полностью укутавшись в белые шали. Вино и иные спиртные напитки они почти не употребляют. Дом ведут они на татарский манер и отличаются чистотой и опрятностью. Помимо ковров и подушек, не имеют никакой мебели: едят, сидя на полу, вокруг низенького круглого столика. Они хорошие гостеприимцы, с чистыми и патриархальными обычаями. Они заняты различными ремёслами: шапочным, седельным, обработкой сафьяна и овчины, призводят вату, некоторые занимаются торговлей…» Так писал в 1869 г. в газете «День» И. Шмаков. По его сведениям, в середине прошлого столетия, очень трудно было подразделять по внешнему виду крымчаков от татар. Но уже к концу ушедшего столетия на крымчаков усилилось влияние русской и европейской культуры: чалмы, фески, цветные шаровары и т.д. исчезли. В домах стала появляться мебель.
1.3) Прошение, которое подали крымчаки Александру I в 1818 г. [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ] :„О социально-экономическом положении крымчаков в течение многих столетий есть свидетельства во многих исторических документах. В прошении, которое крымчаки подали Александру I в 1818 г., говорится: „Мы жители Карасубазара, на Крымском полуострове, молодые и старые, женщины и мужчины, насчитываем около 150 семей. Народность мы малочисленная, бедны и притесняемы мы. Нет слов, которыми мы были б в силах рассказать царю нашему о нашем горе, которым бог нас наказал. В 1813 г. на нас была наслана чума, затем много горя принесло нам наводнение 1815 г., в результате чего наш народ полностью впал в нужду и беду. Нет в нашей общине такого человека, который обладал бы живностью: овцой или коровой. Мы также не имеем виноградников или садов. Мы не имеем хозяйства или даже земли, чтоб засевать её. Никогда среди нас не было мало-мальски обеспеченного человека, настолько беден наш народ...“Прошение это написано на пергаменте на крымчакском языке еврейским шрифтом и находится ныне а фондах Института народов Азии.“
1.4) И.С. Кая, 1914 г. [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ]: „Одновременно с экономическим полжением, культурное развитие крымчаков тоже наталкивалось на достаточно большие трудности. Исаак Кая, учитель крымчаков, писал в 1914 г.: „Страшная отсталость, почти поголовная бедность, абсолютное неудовлетворение духовных интересов – всё это может стать весомым свидетельством культурного положения крымчаков. Мы уже не говорим о том, что до сего дня никто из них не получил высшего образования, а число тех, кто получил среднее образование, не более 5 человек. Таким образом, крымчаки не имеют собственной интеллигенции. Жизненные условия крымчаков были неблагоприятны для распространения среди них просвещения. В середине прошлого столетия редко можно было встретить у крымчака даже печатный молитвенник: все их молитвенники были рукописными; они с давних времён ограничивались лишь обучением детей чтению библейского текста и перевода его на татарский язык. Мы не говорим уже о науке. Русский язык в течение долгого времени вообще не мог проникнуть к крымчакскую среду.“ [И. Кая. Народное образование у крымчаков. Журнал „Вестник еврейского просвещения“, №29, 1914 г.]
1.5) Прошение (продолжение) [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ] :„В прошении, которое мы уже цитировали, говорится об этом: «Средь нас не было такого человека, который мог бы всё это выразить, царь наш, ибо вырастая среди татар и живя средь них, не знаем мы русского языка… Мы хотели написать всё это по-русски, но многие боялись писать, а из нас никто не знает русского языка. Поэтому мы сами, на родном языке написали, как сумели, это прошение». “
1.6) Начало 20-го века [ добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014 ]: „Лишь в начале 20-го столетия, впервые, в Крыму открыли две светские начальные школы для детей крымчаков с русским языком преподавания – одну в г. Симферополе в 1902 г. и вторую в г. Карасубазаре в 1907 г. В 1910 г. во главе Карасубазарской школы был поставлен выпускник Виленского учительского института, первый крымчак с высшим образованием, Исаак Самойлович Кая. С большим энтузиазмом взялся он за работу, ввёл 4-х годичную программу, организовал музыкальные, драматические и спортивные кружки. Кая руководил этой школой до 1921 года и многие крымчаки получили не только четырехклассное образование, но и продолжали учиться дальше. И.С. Кая каждую субботу читал лекции для взрослого населения, а также проводил читки газет и книг. Он написал свыше 10 работ по истории крымчаков и 6 из них опубликовал в журналах:"Вестник еврейского просвещения“, „Оку ишлери“ („Вопросы просвещения“) и др. Он был одним из организаторов проведения переписи у крымчаков в 1913 г.“
Фамилии и прозвища крымчаков
Интересны и поучительны фамилии крымчаков. В известной степени они могут пролить свет на происхождение народности. Ещё в начале 20-го века почти исчерпывающий список крымчакских фамилий (121 фамилию) составил еврейский этнограф С. Вайсенберг (Вайсенберг. Фамилии караимов и крымчаков. „Еврейская старина“, 1913, вып. 3). Анализиря фамилии крымчаков, можно заключить, что до 60% из них принадлежат автохтонным [ автохтоны – коренные жители, исконное, первоначальное население страны] жителям Крыма, и они указывают на ремесло людей, их социальное положение или внешний вид:
Атар – аптекарь
Бакши – садовник
Демирджи - кузнец
Зенгин – богатый
Каджа – староста
Каракоз– черноглазый
Кая – скала
Кокуш– индюк
Колпакчи – шапошник
Куру – сухой
Таукчи– торговец птицей
Хафуз– учёный
Хеким – доктор
Другая группа фамилий указывает на происхождение:
Манто, Пиастро, Ломброзо, Анджело – из Италии
Чапичо, Конорто, Масот – из Испании
Абаев, Гурджи – с Кавказа
Мизрахи, Токатлы, Стамболи – из Турции
Берман, Варшавский, Вайнберг, Фишер, Лехно, Лурье– из Польши
Ашеров, Новахов, Пейсах, Пурим, Коен, Леви, Шолом– из Ассирии, Вавилона, Палестины
Многие из названных фамилий встречаются только у крымчаков, т.е. ни у кого из других народов Крыма таких фамилий нет! У крымчаков очень распространены прозвища («лагъап»). Почти каждая семья имела прозвище. Е.И. Пейсах собрал около 250 таких прозвищ. Например:
арабаджи Мнемекай – извозчик Мне
амамджи Стерапай – банщица Стер
бакърджи Мошакай – медник Моше
балджи Яя– мёдоторговец Яя
балыкчи Нисим -рыбак Нисим и т.д.
Прозвища переходят у крымчаков из поколения в поколение. Когда девушка выходит замуж и принимает фамилию её мужа, остаётся прозвище её отца не просто у неё, но и у её детей и их поколения.
Крымчакский язык
В БСЭ, 1973, т. 13 сказано: „ Язык [ крымчаков ] относится к тюркским языкам, однако большинство К. считает родным языком русский“. Крымчаки в последние десятилетия считают, что они говорят на „крымчакском“языке. Но есть и немало возражений против такого термина, т.е. ряд учёных считают, что такого самостоятельного языка нет. Я не знаю крымчакского языка и потому не имею собственного мнения. Но, тем не менее, буду использовать термин „крымчакский язык“.Е.И. Пейсах много занимался этим вопросом. Он составил крымчакско-русский словарь (работал в течение нескольких десятилетий), но, к сожалению, он так и не издан. Крымчакский язык наиболее близок к крымско-татарскому языку. Однако и естьзаметные отличия: ряд слов восприняты из других языков – турецкого, персидского, арабского, азербайджанского, иврита. Большинство наименований блюд крымчакской кухни целиком оригинальны. В 1972 году профессор В.И. Филоненко писал: „Приходится сожалеть, что крымчакский язык – как самостоятельный тюркский язык – не получил соответствующей развёрнутой характеристики в последних капитальных обобщающих работах“. И.С. Кая тоже использовал термин „крымчакский язык“. В одном частном письме Е.И. Пейсах (на имя Л.И. Кая, от 09.02.1973) писал: „Я 10 лет выписываю „Ленин байрагъы“ [газета, издаваемая в Узбекистане на крымско-татарском языке] и с каждым днём всё больше убеждаюсь, что разница между татарским и крымчакским языками значительно большая, чем между казахским и узбекским, что между крымчакским, азербайджанским и балкарскими языками общего больше, чем между крымчакским и татарским языками. Но ведь все эти языки являются самостоятельными, никто это не отрицает; почему же крымчакский и караимский не могут быть самостоятельными? О самостоятельности крымчакского языка говорили академик Самойлович, профессор Шапшал, Дейнард и ряд других авторов ... [Эти высказывания сделаны в ответ на альтернативную точку зрения в порядке полемики].Интересна статья молодого автора В.Ю. Чернина: „О появлении этнонима „крымчак“ и „крымчакский язык“, Сборник „География и культура этнографических групп татар в СССР“, М., 1983.
Сфера деятельности Е.И. Пейсаха в области „КРЫМЧАКИ“
Фото из альманаха "Кърымчахлар", №9/2019. Симферополь. 2019 (под редакцией Н.Суминой)
Какова сфера деятельности Е.И. Пейсаха в области „КРЫМЧАКИ“?
- поиск литературных, исторических и иных источников, их изучение, собирание (путём переписывания – раньше не было ксерокопирования);
- составление крымчакско-русского словаря;
- собирание различного этнографического материала: одежда, посуда, предметы быта, культурного обихода, предметы религиозного культа, … (для этого он ежегодно выезжал в Крым во время своего отпуска);
- сборник пословиц и поговорок крымчаков;
- описания различных национальных обрядов, праздников, обычаев, внутренней жизни крымчакской общины;
- фамилии и прозвища крымчаков;
- песни, танцы, музыкальный фольклор крымчаков (делал магнитофонные записи; писал ноты – т.к. сам играл на кларнете и фортепиано);
- он – автор статьи «Крымчаки» в 13-м томе БСЭ (последнее издание);
- он – автор нескольких коротких сообщений и одной большой статьи, опубликованной в двух номерах журнала «Советская Родина» в 1974 году;
- он организовал временную выставку-экспрзицию «Быт и культура КРЫМЧАКОВ» в ГМЭ (Государственном музее Этнографии народов СССР) (она работала в течение полугода);
- он собирал сведения и документы об общественно-политической и культурной деятельности крымчаков, положении крымчаков в период Советской власти (крымчакские школы, крымчакские колхозы, крымчакские клубы), записывал воспоминания стариков;
- он собирал старые (дореволюционные и позже) фото в семьях крымчаков, переснимал их, создавал альбомы фотографий и рассылал их крымчакам;
- он был действительным членом Географического общества СССР и неоднократно делал доклады на научных семинарах в этом обществе;
- он был активным членом Совета Содействия ГМЭ, привлёк к работе в Совете Содействия многих крымчаков из Крыма и Кавказа (в качестве членов-корреспондентов), делал многократно доклады на научных конференциях в ГМЭ;
- вёл широкую общественную деятельность среди крымчаков:
- информация о своей деятельности,
- огромная переписка с большим количеством крымчаков,
- помощь многим крымчакам (смена паспортов, восстановление национальности «крымчак», для чего высылал около 20-ти копий документов, …),
- помощь крымчакам в поисках их родственников, в устройстве в болиницу, в консультацию и т.д.,
- во время поездок в Крым собирал крымчаков (ткун) и делал подробные сообщения,
- принимал бесчисленное число гостей (одна комната в коммунальной квартире!),
- делал перепись всех крымчаков СССР. Подробно изучал материалы переписи крымчаков, проведённой в Крыму в 1913 г. (в архиве ГМЭ),
- составлял генеалогические деревья семей и родов крымчаков.
Евсей Исаакович Пейсах был настоящим интернационалистом, большим патриотом страны, прошёл всю войну (демобилизовался в 1946 году) – был офицером-артиллеристом, в 1941-м году был в блокадном Ленинграде в ополчении, жил в тяжёлых жилищных условиях (6 человек в одной комнате) и скромно материально. Перед ВОВ окончил Ленинградский Финансово-Экономический институт им. Вознесенского, после войны работал по специальности – преподаватель по финансам и налогам на ЦФК МФ СССР. К сожалению, не получил специального историко-этнографического образования. Большой театрал, любитель музеев, знаток пригородов Ленинграда, в Эрмитаже бывал 5 – 6 раз в году (досконально знал каждый зал, сюжет каждой картины, водил экскурсии туда для приезжих родственников и знакомых), очень гостеприимный человек, как и мама Тамара Абрамовна Пейсах (дев. Бакши).
Отпечатал на компьютере с рукописного текста Э.Е. Пейсаха (с некоторыми добавлениями) Леонид Евсеевич Пейсах.
Август - сентябрь 2014 года, г. Мюнхен