Михаил Гурджи
Симферополь, 1990 год
(Доклад на XIX научной конференции студентов и молодых ученых "Вопросы истории, археологии и этнографии Юго-Запада СССР" СГУ им М.В.Фрунзе, 4 апреля 1990 г.*)
На фото: титульная страница крымчакского молитвенника 1734 года, отпечатанного в караимской типографии Чуфут-Кале. Иллюстрация из монографии М.Б.Кизилова "Крымская Иудея "(Симферополь, 2011. С.212)
В предлагаем коротком сообщении не ставится задача освещения всего комплекса письменных источников, а лишь небольшой их части. Для понимания этнонима "крымчак” можно выделить следующие существенные признаки: во-первых, это особая этнолингвистическая группа евреев, в конфессиональном плане являющаяся раббанитами (иудеями-талмудистами), во-вторых, крымчаки говорят на этнолекте крымскотатарского языка, в-третьих, в традиционном быту крымчаки практически не отличались от крымских татар и обычно проживали компактно. Проживавшие в Таврике до XV века евреи – талмудисты сыграли роль субстрата в формировании данной общности и называть их крымчаками не следует. Выделение группы тюркоязычных раввинистов в Крыму можно датировать концом XV-нач. XVI вв. С этого периода о крымчаках следует говорить как об этнической общности.
Письменные источники стоит выделить по следующим причинам:
они предоставляют нам возможность разделить караимские и крымчакские памятники, располагают обширным материалом, хорошо датированы и позволяют нам судить о роли крымчаков в политической, экономической и культурной жизни Крымского полуострова. Главный недостаток письменных источников заключается в том, что они практически не дают сведений об этногенезе крымчаков.
Многими исследователями конца XIX-середины XX в. в. за основу к рассмотрению этногенеза крымчаков бралась их конфессиональная принадлежность – раввинистический иудаизм. Позднее, некоторые советские исследователи, оценивали этот подход критически.
Импульсом к возникновению общины крымчаков, по-видимому, явилось ранее разделение (конец X-середина XIII вв.) еврейского населения Северного Причерноморья на последователей ортодоксального иудаизма (талмудистов) и приверженцев караимского учения (1), а также более поздний процесс (конец XV-нач. XVI вв.) аккультурации иноэтническим тюркоязычным большинством.
Кратко о количественной эволюции крымчаков: кон. XVIII века – около 800 человек, 1818 г.- 150 семей (не менее 1000 человек), 1829 г.- до 509 человек мужского пола (по рекрутским данным), 1840-е года-приблизительно 3000 человек, 1897 г - 3466 человек, 1926 г.-6383 человека.
Ныне ( на 1989 г. - прим. автора) – количество крымчаков колеблется от 2500 до 3500 человек. (2)
Проживание евреев в Крыму подтверждается рукописным манускриптом Торы с датой приобретения -847 год. На последней странице манускрипта есть надпись, по которой видно, что некто Саид, сын Икаша продал эту книгу Элише, сыну рабби Якова. Таких манускриптов до начала XIX века у крымчаков было множество, но все они не были датированы. (3)
О XI веке нам рассказывает следующий источник: со слов Владимирского и Суздальского епископа Симона передается сказание о монахе Евстратии, бывшем рабом у корсунского еврея, который его убил. Следствием этого было распоряжение византийского императора о поголовном изгнании евреев из Херсонеса и казни еврейских старейшин и христианского епарха из крещенных евреев, допустивших торговлю христианскими рабами.(4)
Очевидно, евреи в Крыму имели рабов, торговали ими, но отношения их с христианским миром были напряженными.
Спустя столетие появляются сведения о иудеях Таврики от рабби Петахии Регенсбургского, путешествующего по маршруту маршруту Регенсбург – Прага – Киев – Крым – Кавказ – Ближний Восток в 1175-1185 гг. К сожалению, до нас дошла лишь отрывочная и краткая запись его рассказа. До интересующего нас места сообщается, что через шесть дней после отъезда из Киева Петахия переправился через Днепр и вступил на землю Кедар (прилегающие к Крыму степи) и Эрец Козария (собственно Крым) (5). Этим словом средневековые еврейские источники обозначали бедуинов и вообще кочевников. Рабби Петахия сообщает: "Совершенных (завершенных, настоящих, то есть ортодоксальных) евреев нет в стране кедаров, а живут там только одни минеи (еретики). Когда рабби Петахия спросил их, почему они не веруют словам и понятиям мудрецов, они отвечали: "Потому что этому отцы нас не учили". Накануне субботы они нарезают весь хлеб, который едят в субботу; едят его впотьмах и сидят весь день на одном месте. Молитва их в этот день состоит из чтения псалмов, и, когда рабби Петахия прочел им наши молитвы и молитву после пищи (установленные Талмудом), то им это очень понравилось; причём они сказали, что никогда не слыхали и не знают, что такое Талмуд".
По указанным им признакам можно осторожно предположить, что рабби Петахия встретил иудеев – последователей караимского учения. Известный американский историк С. Барон (S. W. Baron) полагает возможным и другое происхождение евреев страны Кедар. Он полагал что собеседниками Петахии были иудаизированные хазары, и "незнание талмудических законов … побудило их прибегнуть к помощи библейского законодательства". (6)
XIII век представлен записками ученого караима Аарона Старца (Аарон бен Йосеф ха Рофе, 1250-1320 гг.) , который упоминает о календарном споре между раббанитами и караимами, состоявшемся в 1278 году в городе Солхате (современный Старый Крым) Бесспорно, что по крайней мере с XIII века наблюдаются конфессиональные разногласия между двумя иудейскими общинами Крыма – караимами и раббанитами. (7)
В XV в. Крыму выделяются богатые еврейские семьи, приспособившиеся к совестной жизни с крымскими татарами. Великий князь Московский Иван III (1462-1505 г.г.) пользовался услугами влиятельного каффинского еврея Хози Кокоза (Ходжа Кеккез) для дипломатических переговоров с Мангупским князем Исааком и Крымским Ханом Менгли-Гиреем.(8) О Хози Кокозе и шурине его Юсупе, живших в Каффе и оказавших услуги русскому послу в Крымском Ханстве Никите Биклемишеву упоминал Н.М.Карамзин. (9) Известны также ханские чиновники-крымчаки, которых в середине XVI века подкупал посол Афанасий Нагой.
О крупном поселении раббанитов информирую записки Иоганна Шильтбергера, баварского солдата , находившегося в Крыму в начале XV в. :" От Каффы зависят 4 города, расположенные на берегу моря, где имеются два рода евреев, имеющие 2 синагоги в городе и 4 тысячи домов в предместье". (10)
Факт, приведенный выше, подтверждает петиция от 1455 года, направленная каффинскими евреями в Геную. Причиной их послужили беспорядки и кризис административных органов в Каффе. Для их устранения был командирован новый полицейский начальник Николозо Бонавентура. Он оперативно устранил беспорядки и должен был оставить свой пост. Устрашившись этого национальные меньшинства Каффы (в т.ч. евреи) отправили петицию с просьбой оставить Николозо. Евреи в это время составляли заметную торговую прослойку города. Из петиции мы узнаем следующее:
1. "…при прежних капитанах (начальник полиции- прим. автора) переживали столь частые обиды и насилия, что письменно невозможно и перечислить…"
2. "… при предшествовавшим нам поколениям, обитавшими в нашем городе Каффа, всегда относились к нашему племени с обидой и враждой".
Интересны фамилии евреев, подписавших петицию. (11) Фамилии Кая, Рабани (Рабино), Леви, Кокоз и сейчас встречаются в фамильном фонде крымчаков.
В 1495 году из Киева были изгнаны евреи. Киевские евреи появились в Каффе, предводителями их были Моше га-Голе (изгнанник) и еще 3 раввина, которые совершали обряды по ашкеназскому ритуалу.(12)
В современной историографии сформировалась гипотеза о существовании в Таврике в конце XV века 3-х видов иудейских религиозных обрядов: романиотского, ашкеназского, вавилонского, однако стараниями того же рабби Моше га-Голе был создан "Молитвенник ритуала Каффы" (Махзор минхаг Каффа), что привело к появлению общей религиозной традиции в среде разноязычных еврейских раббанитских общин Крыма. По этому факту можно уверенно сделать вывод, что по крайней мере в конце XV века, в Крым начали мигрировать евреи-ашкеназы.
Существует футляр для хранения Торы с дарственной надписью: "Эту Тору пожертвовал высокопоставленный сановник … рабби Моисей Кокоз (вспомним петицию 1455 года).(13) Датирован футляр 1547-1548 гг. Еврейский путешественник Э.Дейнард в своей книге "Маса Крым" приводит 15 подобных надписей, среди которых встречается и данная. (14)
В этой же книге Э.Дейнарда приводится письмо (по предположению Дейнарда датированное концом XVII века) (15) направленное к "святой общине Карасу " от " благородной общины Каффы – их единоверцев". Письмо изложено на татарском языке, но ему предшествует витиеватое обращение на древнееврейском. М. Кизилов предполагает, что это послание является самым ранним примером письменного использования крымскими раввинистами татарского языка.(16). И.В. Ачкинази также высказывает предположение, что данный документ является первым письменным свидетельством об общем самосознании представителей двух иудейских общин, проживающих в турецкой Каффе и татарском Карасубазаре., и о их сложных отношениях пришлыми собратьями по вере (ашкеназами - указан немецкий еврей Иосиф). (17)
Особое место занимают 2 ханских ярлыка, дарованные крымчакам Карасубазара. Рассматривать их следует вкупе, т.к. между ними легко обнаружить определенную преемственность.
Первый ярлык от Селямет Гирей хана. Дарован в 1585 году. Указанные в ярлыке лица (10 крымчаков)(18) объявляются тарханами (освобожденными от повинностей и налогов) и указывается на преемственность и системность их пожалования. Второй ярлык датирован 1743 г. Автор ярлыка. Селям Гирей хан. По содержанию он мало отличается от предшествующего. Ярлыки дарованы конкретным лицам (не общине в целом). Письменные источники не позволяют нам судить о каких-либо привилегиях дарованных всей карасубазарской общине крымчаков.(19)
В "Книге путешествий" Эвлии Челеби (1660-е года) мы находим сведения о евреях-талмудистах Мангупа в их сравнении с караимами: "Cреди евреев это (караимы), как бы кызылбаши, а тамошние евреи-израильтяне говорят, что в день последнего суда они будут ездить на кызылбашах. При этом повторяли такой полустишок:"В день последнего суда еретики будут осликами под иудеями". Еврейского языка они не знают и говорят только по-татарски".(20)
Общественное устройство крымчаков можно проследить по протокольным записям всякого рода общинных и частных дел периода 1785-1797 гг. существует 30 подобных записей, которые изучал И.С.Кая.(21) Записи велись на древнееврейском и крымскотатарском языках. Подробно описывается ведение судебных дел в "святой общине Карасу". Суд общины считал свое решение настолько авторитетным, что не допускалось обжалование перед другим судом, в другой местности. Постановления выносились на основании свидетельских показаний, а если таковых не имелась, то произносилась священная клятва. Из записей можно также сделать вывод о порядке регулярных отчетов старост синагог перед общиной.
Примечание
* Доклад публикуется с небольшими дополнениями и исправлениями, а также содержит уточнения, основанные на трудах современных исследователей, изданных в 2000-2011 гг. Опубликован в сокращении: журнал "Кьасевет" №1/21 (Крым. Симферополь. 1991. С.18-19).
Список использованной литературы и источников.
1. Куповецкий М.С. К этнической истории крымчаков. Этноконтактные зоны в Европейской части СССР. АН СССР. МФ ГО СССР (Москва. 1989. С. 55-56).
2. Куповецкий М.С. Динамика численности и расселение караимов и крымчаков за последние двести лет. География и культура этнографических групп татар в СССР. (Москва. 1983. С. 82)
3. Кая И.С.Крымчаки. Этнографический очерк (по личным наблюдениям). Еврейская старина. Т.IX Вып.1 (Петроград. 1916. С. 399).
4. Послание епископа Симона к Поликарпу, печерскому черноризцу. Киево-Печерский Патерик по древним рукописям. В переложении М. Викторовой. (Киев. 1870, С.32-35)
5. Три еврейских путешественника XI и XII столетия СПб. 1881; Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С. 87)
6. Вихнович В. Интернет-ресурс: http://www.gazetaeao.ru/evrei-strany-kedar/
7. Маггид Д.Г. Евреи в Крыму. История еврейского народа. Т.12. КН.1 (Москва. Мир. 1921. С.103); Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С. 115)
8. Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-Этнографический очерк. (Симферополь,2000. С. 60); Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С. 192-194)
9. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 томах (СПб. 1816-1829. Т.6. С. 193, прим.246., т.9, С. 112)
10. Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 гг. (Баку. 1984. С. 45)
11. Хокер Г.А. Евреи в Генуэзской Кафе в 1455 г. Еврейская старина. Т.5., вып.1 (СПб. 1912)
12. Берлин И.З. История еврейского народа. Т.12. КН.1 (Москва. Мир. 1921. С. 75, 79); Маггид Д.Г. Евреи в Крыму. История еврейского народа. Т.12. КН.1 (Москва. Мир. 1921. С. 105-106)
13. Гидалевич А.Я. Футляр для Торы-тик из синагоги крымчакской общины в Карасубазаре. ИТУАК №53. (Симферополь. 1918. С. 152)
14. Дейнард Э. Маса Крым. История крымских народов (Варшава. 1878. С. 125)
15. Дейнард Э. Указ. соч. С.122-126; Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С. 205-206)
16. Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С.205)
17. Ачкинази И.В. Крымчаки. Историко-Этнографический очерк.(Симферополь,2000. С. 60); Кизилов М.Б. Крымская Иудея (Симферополь. 2011. С. 66-67)
18. Маггид Д.Г. Евреи в Крыму. История еврейского народа. Т.12. КН.1 (Москва. Мир. 1921. С. 107-108)
19. Гидалевич А.Я. Два ханских ярлыка, принадлежащие общине евреев-крымчаков в Карасубазаре. ИТУАК №55 (Симферополь. 1918. С. 175-176)
20. Эвлия Челеби. Книга путешествий (на польском языке). (Варшава. 1969). Переиздана на русском языке (Симферополь. 2008. С. 79)
21. Кая И.С. По поводу одной крымчакской рукописи. ИТОИА и Э .Т.1(58). (Симферополь.1927. С .100).