Михаил Кизилов
 Ученые до сих пор только с некоторой осторожностью могли предполагать, что на территории «пещерных городов» Чуфут-Кале и Мангуп проживали не только караимы, но и крымские тюркоязычные раввинисты-крымчаки. Не вызывает никакого сомнения, что именно караимы составляли большинство населения этих городов в XVII-XVIII вв. Тм не менее, не вызывает также никакого сомнения, что наряду с караимами в Чуфут-Кале и Мангупе в это время также проживали разрозненные семьи крымских иудеев-раввинистов, позднее ставших называться крымчаками. О пребывании крымчаков на Мангупе достаточно однозначно свидетельствует крымчакская фамилия «Мангупли» (т.е. «выходец из Мангупа»). О пребывании иудеев-раввинистов в Чуфут-Кале свидетельствует несколько надгробий на кладбище в Иосафатовой долине. Так, в 1669 г. там был похоронен Йосеф бен Моше Меворах, о котором сам Авраам Фиркович писал, что «он был из крымских раввинистов, учитель Пятикнижия (меламед Тора) в Кале».[1] Интересно, что раввинист Йосеф Меворах, таким образом, преподавал религиозный закон караимам Чуфут-Кале. Кроме того, в общине Чуфут-Кале раввинисты были не только среди преподавателей, но и среди учеников. Так, в списке школьников караимского мидраша (школы) в Чуфут-Кале в 1751–1753 гг. находились также пятеро юношей из общины, как пишет документ, «собратьев наших, раввинистов». Их имена: Давид, Йосеф, Йицхак бен Аарон, Яаков бен Шломо и Давид бен Авраам[2]. Несколько позднее (конец XVIII – начало XIX в.) среди учеников  мидраша в Чуфут-Кале упоминается «Шумаилъ Чердоноци». Похоже, что здесь речь также идет об ученике из раввинистской семьи[3]
 О дружественных отношениях и о тесных контактах между раввинистами и караимами Чуфут-Кале свидетельствуют также и другие факты. После изгнания караимов с Мангупа значительная часть местной общины была вынуждена переселиться в Чуфут-Кале; для новых членов общины вскоре была возведена т.н. Малая синагога-кенасса, именовавшаяся в караимской литературе также бейт ха-кодеш (священный дом). В 1801 г. Хаимом Ашкенази, жителем Константинополя, был сочинен стих о строительстве этой синагоги (по некоторым сведениям, этот стих был написан или вырезан на стене здания). Автор стиха пишет о Кырк-Йере как о «нашей общине», никаким образом не указывая на то, что он, собственно говоря, судя по его имени, должен быть раввинистом[4]. В начале XIX в. польские раввинисты Симха бен Йегошуа и его сын Йоэль перешли в караимизм и переселились в Чуфут-Кале[5].
  Таковы, вкратце, практически все сведения о крымчаках в Чуфут-Кале и Мангупе, которые можно извлечь из доступных на настоящий момент источников эпиграфического, ономастического и археологического характера (несомненно, что дополнительные сведения об этом будут получены после полной каталогизации надгробных памятников в Иосафатовой долине).


На фото: вид Чуфут-Кале в конце XIX –  начале XX века

 Тем не менее, недавно нами были обнаружены письменные источники, которые однозначно свидетельствуют о проживании крымчаков на Чуфут-Кале. Особенно интересно, что данные источники происходят из собрания известнейшего караимского деятеля, гахама (или гахана, как он сам себя называл) Серая Шапшала. В личном фонде Шапшала, среди прочего, хранятся письма коллекционера караимских рукописей, Б.Я. Кокеная (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф. 143, д. 1519, д. 375). В двух из них, в списке обитателей Чуфут-Кале, основываясь на хранившихся у него актовых метрических книгах Исаака бен Соломона конца XVIII – начала XIX века, Кокенай приводит сведения о проживании там крымчаков. Так, в  частности, он сообщает, что 1793 г. в общине Чуфут-Кале проживал Моше Ашкенази, выступавший там в роли свидетеля (во время свадьбы или в каком-то юридическом процессе). В том же 1793 г. на территории Чуфут-Кале был рожден и прошел обряд обрезания Йешуа Ашкенази, сын проживавшего там же Давида Ашкенази. В том же году упоминается другой сын Давида, Элияу Ашкенази. В 1809 г. документы пишут о свадьбе между Йаковом Пашá и девицей Малкой, дочкой Авраама Кефели-Гурджи. Фамилия «Гурджи» (т.е. «выходец из Грузии») является типичной крымчакской фамилией, в то время как «Кефели» («выходец из Каффы-Феодосии») – типично караимской. Сам Кокенай с некоторой острожностью указывает на то, что эта фамилия принадлежала крымчаку (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф. 143, д. 1519, л. 18; д. 375, л. 45-46).
Почему же эти крымчаки проживали на территории Чуфут-Кале, на тот момент фактически полностью принадлежавшего караимам? С одной стороны, они могли там проживать по вполне банальной причине, а именно вследствие того, что Чуфут-Кале находился поблизости от крупного торгового центра, Бахчисарая. Сам Б.Я. Кокенай, тем не менее, предположил, что эти семьи состояли из «крымчаков, принявших караимство». В подтверждение своей гипотезы он сообщает о том, что видел у Т.С. Леви-Бабовича, караимского газзана в Севастополе (позднее в Каире), копию письма, написанного неким крымчаком, жившим в Чуфут-Кале в начале XIX в. В своем письме этот крымчак просит евпаторийскую караимскую общину о материальной помощи, т.к. караимская община Чуфут-Кале ждет в этом деле указания из Евпатории, а также чтобы его бывшие единоверцы-крымчаки, от которых он ушел к караимам, не радовались бы, видя его бедствнное положение (рукописный отдел библиотеки Литовской АН в Вильнюсе, ф.143, д.375, л. 46 об.). Из документов, доступным Я. Манну, нам известно, что в 1764 г. некий еврей-раввинист (т.е. крымчак), имя которого не упоминается в источниках, эмигрировал из Крыма в Литву, где стал караимом. При этом он даже оставил в Крыму свою жену и детей[6].
 Несмотря на то, что вопрос о конфессиональной принадлежности крымчакских семейств, проживавших на Чуфут-Кале, все еще продолжает быть открытым, приведенные выше документы не оставляют никаких сомнений, что на Чуфут-Кале, как минимум с конца XVIII – по начало XIX века, проживало несколько семейств с типичными крымчакскими фамилиями. Остается надеяться, что дальнейшие архивные исследования позволят нам найти дополнительные сведения по этому вопросу.

Литература
 [1] Авраам Фиркович, Сефер Авнэ Зиккарон (Вильно, 1872), стр. 93, № 353.
 [2] Akhiezer G. Megamot u-tahalikhim be-hitpathut todaatam ha-historit shel ha-qaraim be-Mizrah Eropa ba-meot ha17–ha18 (Тенденции и процессы в исторической мысли караимов в Восточной Европе в XVII-XVIII вв.). PhD dissertation. Yerushalayim, 2008. P. 118, 245–247.
[3] РО РНБ. Ф. 946, Евр. I. Док. I 86 или 87 (Кр. 30).
[4] РО Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге. Д. А 137.3.
[5] Muchowski P. On the conversion of a Polish Rabbanite to Karaite Judaism // Jewish History Quaterly. №3. 2021 Р. 707-719.
[6] Jacob Mann, Texts and Studies in Jewish History and Literature, vol. II (Philadelphia, 1935), 685-686, 1337-1338.