Михаил Гурджи
Симферополь, 1990 год
(Доклад на XIX научной конференции студентов и молодых ученых "Вопросы истории, археологии и этнографии Юго-Запада СССР" СГУ им М.В.Фрунзе, 4 апреля 1990 г.*)
На фото: титульная страница крымчакского молитвенника 1734 года, отпечатанного в караимской типографии Чуфут-Кале. Иллюстрация из монографии  М.Б.Кизилова "Крымская Иудея "(Симферополь, 2011. С.212)

   В предлагаем коротком сообщении не ставится задача освещения всего комплекса письменных источников, а лишь небольшой их части. Для понимания этнонима "крымчак” можно выделить следующие существенные признаки: во-первых, это особая этнолингвистическая группа евреев, в конфессиональном плане являющаяся раббанитами (иудеями-талмудистами), во-вторых, крымчаки говорят на этнолекте крымскотатарского языка, в-третьих, в традиционном быту крымчаки практически не отличались от крымских татар и обычно проживали компактно. Проживавшие в Таврике до XV века евреи – талмудисты сыграли роль субстрата в формировании данной общности и называть их крымчаками не следует. Выделение группы тюркоязычных раввинистов в Крыму можно датировать концом XV-нач. XVI  вв. С этого периода о крымчаках следует говорить как об этнической общности.   
    Письменные источники стоит выделить по следующим причинам:
они  предоставляют нам возможность разделить караимские и крымчакские памятники, располагают обширным материалом, хорошо датированы и позволяют нам судить о роли крымчаков в политической, экономической и культурной жизни Крымского полуострова. Главный недостаток письменных источников заключается в том, что они практически не дают сведений об этногенезе крымчаков.
  Многими исследователями конца XIX-середины XX в. в. за основу к рассмотрению этногенеза крымчаков бралась их конфессиональная принадлежность – раввинистический иудаизм. Позднее, некоторые советские исследователи, оценивали этот подход критически.
    Импульсом к возникновению общины крымчаков, по-видимому, явилось ранее разделение (конец X-середина XIII вв.) еврейского населения Северного Причерноморья на последователей ортодоксального иудаизма (талмудистов) и приверженцев караимского учения (1), а также более поздний процесс (конец XV-нач. XVI вв.) аккультурации иноэтническим тюркоязычным большинством.

Подробнее: Источники по этнической истории крымчаков

М. С. Куповецкий 
Источник: интернет ресурс сайт  www.rsuh.ru 
Биографические сведения.

Окончил факультет статистики Московского экономико-статистического Института по специальности “Статистика населения” (1984). Был одним из инициаторов создания Еврейской историко-этнографической комиссии в Москве (1981), Еврейского исторического общества (1987), Еврейского университета в Москве (1991).
Научно-педагогическая деятельность
С 1990 г. – директор Научного центра Ассоциации иудаики и еврейской культуры, с 1991 г. – преподаватель специализации «Еврейские языки, культура, тексты и архивы» ИАИ РГГУ на внештатной основе по приглашению американской стороны, с 1993 г. – научный руководитель специализации «Еврейская история и филология» РГГУ. С 1994 г. – декан исторического факультета Еврейского университета в Москве. В 1994 – 1998 гг. – зам.главного редактора, главный редактор «Вестника Еврейского университета в Москве»,  с 1998 г. – исполнительный директор Российско-американского центра библеистики и иудаики РГГУ. С 2015 г. – директор Учебно-научного центра библеистики и иудаики РГГУ.
Читает курсы:
История евреев Восточной Европы до середины XVIII в.
История евреев Российской империи (конец XVIII - начала XX в.)
История советского еврейства
Этническая история евреев
Этническая демография
Публикации
Автор более 60 научных публикаций, в том числе, соавтор девяти архивных путеводителей.
Член Русского географического общества при РАН, Российской социологической ассоциации и Академического совета Центра "Сэфер".
Предисловие 
Наше знакомство с Марком Куповецким состоялось в Симферополе в декабре 1990 года. Марк сопровождал известного французкого фотохудожника Фредерика Бреннера (Подробнее: Фредерик Бреннер: Как евреи живут | Еврейский Мир (evreimir.com), который прибыл в Крым с целью создания фотоальбома о крымчаках. Я помогал им в этой экспедиции в организации встреч с представителями общины и осуществления фотосессий. 
На фото М. Гурджи и М. Куповецкий, Чуфут-Кале (Иосафатова долина), декабрь 1990 г. (из личного архива М.Гурджи). Фотограф - Ф. Бреннер.

Марк Семенович уже в это время был известным ученым, специалистом по иудаике. В числе его научных интересов было изучение истории и демографии крымчаков. Марк является автором двух интереснейших исследований, опубликованных в научной периодике СССР 1980-х годов:

Подробнее: К этнической истории крымчаков


Э.Е. Пейсах (1936-2008) 
Выступление перед слушателями краткосрочного семинара  для работников культуры из Крыма .
Дата выступления 26.05.1993 г. Доклад публикуется в сокращении.

[26 – 28.05.93; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;ул. Ю. Фучика, д. 15]
ПЕЙСАХ Эдуард Евсеевич - доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной механики Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, член Российского национального комитета по ТММ, РАН, член Комитета по стандартизации и терминологии IFToMM.
http://tmm.spbstu.ru/8/peisakh-70.pdf
Кто такие крымчаки?
Начну с официального определения: БСЭ, 1973, т. 13, с. 518, статья «Крымчаки»
Добавил Л.Е. Пейсах. Август 2014:[ КРЫМЧАКИ, малочисленная народность. Живут гл. обр. В городах Крымской обл. УССР (Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия) и на Кавказе (Новороссийск, Сухуми). Язык относится к тюркским языкам, однако большинство К. считают родным языком русский. Верующие К. – иудаисты. Этногенез К. окончательно не выяснен. По-видемому, они сформировались на основе древнего местного населения (принявшего иудейскую религию) с позднейшей примесью евр., тюрк. и, возможно, итал. (генуэзских) элементов.

Подробнее: Крымчаки: исторический аспект. Памяти Э.Е. Пейсаха (1936-2008)

 Лев Кая

Предисловие
Статья Льва Исааковича Кая "Деревня Раатлыкой. Первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму" публикуется с разрешения редакторов       альманаха  "Кърымчахлар" Натальи Суминой и Михаила Кизилова. Статья перепечатана без изменений из  альманаха "Кърымчахлар". Сборник статей и документов о крымчаках (XVI-XXI вв.). Выпуск 1. Симферополь. 2020 С.13-19. Выражаем глубокую признательность редакторам альманаха  за данную публикацию.
Подробнее об авторе статьи можно прочитать на нашем сайте: Незабытые имена: Лев Исаакович Кая 1912-1988 - Крымчаки (krymchaks.info)
Эпизод из истории крымчаков (1)
   В 1913 году инициативной группой крымчаков города Карасубазара, где в основном жили еще в то время крымчаки, была предпринята организация переписи всего крымчакского населения по всем городам их проживания не только в Крыму, но и в других городах Российской Империи, если только было известно о проживании там крымчаков. Это мероприятие было проделано, хотя и не полностью. В некоторых городах, по причине неорганизованности крымчакской общины, такая перепись была сорвана. Например, не проведена была перепись в городе Симферополе, хотя там проживало весьма значительное количество крымчаков.
   Для целей переписи был разработан специальный анкетный переписной бланк, отпечатанный в типографии со многими вопросами для того, чтобы добиться полноты собранного материала, в числе которых, в частности, был и такой: «Какие в вашей семье известны предания и легенды о том, откуда и когда появились крымчаки в Крыму».

Подробнее: Деревня Раатлыкой. Первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму

Михаил Гурджи
Симферополь, 1990 - Арад, Израиль, 2020

Фото М. Гурджи, Симферополь, 1989 г.
Материалы, хранящиеся в фондах Крымского Областного Государственного Архива,*представляют большой интерес для исследователей, занимающихся этнической историей народов Крымского полуострова.
Около тридцати лет посвятил изучению материалов архива кропотливый исследователь и краевед Лев Исаакович Кая (1912-1988). Материалы, собранные Л.И. Кая, имеют значительную научную ценность, но, к сожалению, по многим причинам, до сих пор не обработаны. Л.И. Кая является автором статьи "Деревня Раатлыкой", с которой  еще в машинописном варианте мне довелось поработать.(1)
Данное исследование является попыткой соединить и обработать разрозненные материалы, найденные в фондах Крымоблгосархива автором самостоятельно. Временной период, условно обозначенный нами, как “карасубазарский” значителен тем, что на всем его протяжении (кон.XV-нач.XX в.в.) происходит процесс формирования крымчакского субэтноса, как исключительно интегрированной общности евреев-раббанитов на единой тюркской лингвистической и культурной платформе.

Подробнее: Карасубазарская община крымчаков (опыт исследования материалов Крымоблгосархива)