Борис Берлин
Источник: впервые статья была опубликована в альманахе «Kърымчахлар (крымчаки)». Симферополь, 2011 (№6. С.7-21), позднее в издании «Крымский архив», 2015, № 4 (19). Крым в историческом измерении.
Интернет-ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-krymskoy-tragedii-k-voprosu-o-holokoste-v-krymu/viewer
Статья публикуется с любезного разрешения крымского краеведа Б.Г. Берлина.
Статья предлагает альтернативное видение причин Холокоста в Крыму в 1941–1944 гг., его статистики, а также обстоятельств, которые вынудили евреев и крымчаков остаться на полуострове в годы Великой Отечественной войны, и географии их истребления.
Ключевые слова: Крым, II мировая война, Великая Отечественная война, евреи, крымчаки, эвакуация, массовые казни, массовые захоронения, антисемитизм.
На фото: Борис Берлин и главный раввин Симферополя Йехезкель Лазар.
В руках у рава Йехезкеля Лазара уникальное издание дневниковых записей Е.Е. Гопштейна-«Из старых бумаг. Обрывки записок симферопольского обывателя, современника советской власти и второй мировой войны». Москва. Издательство «ДПК Пресс», 2019. Под общей редакцией Бориса Берлина /Составитель Борис Берлин. Технический редактор Наталья Зенгина.
Издание воспоминаний Е.Е. Гопштейна, чудом уцелевшего в оккупированном Крыму, неразрывно связано с публикуемым на нашем сайте материалом Б.Г. Берлина «История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму» и «Историческая справка: противотанковый ров, Крымская АССР, 10 километр шоссе Симферополь - Феодосия, место массовых казней и захоронения мирных жителей и военнопленных 1941-1943 годы».
Круглый стол-презентация книги Е.Е. Гопштейна 14 марта 2019 г .
История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму
Хотя в Крымском ханстве евреи и крымчаки не преследовались, в столице ханства г. Бахчисарае им жить не разрешалось. Ханские чиновники евреев и крымчаков называли «чуфут» или чуфутлар» с презрительным оттенком, хотя в официальных документах они назывались «яхуди» или «яхудилер» (иудеи).
В Российской Империи, в Крыму, евреи и крымчаки были людьми второго сорта. Их облагали дополнительными налогами – «вдвое против положенных с мещан и купцов христианского dероисповедания». Был введён особый рекрутский налог: внесение определенной платы вместо поставляемых для прохождения воинской службы рекрутов. Евреи и крымчаки (за исключением купцов I и II гильдий, отставных солдат и военнослужащих) не имели права жить в Севастополе и Ялте. Евреев и крымчаков, которые были заняты в сельском хозяйстве, в конце 1859 года выслали с обрабатываемых земель. Была ликвидирована крымчакская сельскохозяйственная колония в Евпаторийском уезде (Раатлыкой). Подробнее Деревня Раатлыкой. Первое сельскохозяйственное поселение крымчаков в Крыму - Крымчаки (krymchaks.info). - прим. редактора.
В 1905 году в Крыму, в городах Симферополе и Феодосии, Керчи и Ялте происходили еврейские погромы.
В 1919 г. погром в Керчи унёс жизни около трёх тысяч крымчаков и евреев. Попытка создания в 20-30 годы XX века сельхозпредприятий, финансируемых Агроджойнтом[1], сталкивалась с сопротивлением властей Крымской АССР, которые разжигали антисемитские настроения среди местного населения.
В 1938 году Агроджойнт был объявлен враждебной шпионской организацией, а его сотрудники – шпионами и вредителями. Хотя еврейские и крымчакские колхозы продолжали существовать, они уже почти не получали помощи от Агроджойнта, в состав их членов были принудительно введены люди других национальностей.
С началом II мировой войны сведения о том, что происходит в Германии с евреями, в средствах массовой информации были очень скупы. Лишь в июле 1941 года в газете «Красный Крым» была опубликована небольшая заметка ТАСС о том, что в Германии и Польше евреи подвергаются гонениям. Стереотип, сложившийся у евреев и крымчаков о немцах как о культурных и образованных людях, не вполне соответствовал действительности. При оккупации Крыма, произошедшей во время I мировой войны в 1918 г., немцы не препятствовали погромам, которые происходили в Крыму, а зачастую вели себя, как варвары. Данный стереотип окончательно сложился после II мировой войны для оправдания действий советского руководства, которое не пыталось спасти евреев и крымчаков от тотального уничтожения гитлеровцами, несмотря на осведомлённость об уничтожении людей этих национальностей. Также этому стереотипу способствовала дружба между правительствами Советского Союза и гитлеровской Германии.
В период Великой Отечественной войны в эвакуацию из Крыма уехало около пятидесяти процентов крымчаков и евреев. К сожалению, далеко не все из них добрались до места назначения. Одни погибли, переправляясь с полуострова морским путём (эвакуация с конца августа могла происходить только таким образом). Другие умерли в эвакуации от болезней и недоедания, третьи попали в оккупированные области Краснодарского края и Ставрополья, а также Северного Кавказа и там были уничтожены.
Что побудило большое количество крымчаков и евреев остаться в оккупированном Крыму? Вот некоторые из причин:
– людям было трудно расставаться с насиженными местами, с имуществом, которое приобретали тяжёлым трудом. Были некоторые отличия в мотивах эвакуации крымчаков и евреев-ашкеназов. Крымчаки на полуострове многие века вели оседлый образ жизни и не выезжали далеко за пределы Крыма. Их имущество передавалось из поколения в поколение, тогда как евреи-ашкеназы были в основном переселенцами в Крым и более мобильны;
– многие крымчаки остались в Крыму потому, что были ремесленниками и считали, что при любой власти им найдётся работа. Они не предполагали, что, оставаясь на родине, могут быть уничтожены;
– за распространение слухов о том, что Крым будет сдан немецким оккупантам, людей арестовывали и подвергали репрессиям, вплоть до расстрела;
– эвакуация не была гарантией того, что они останутся живы.
Основные причины, по которым не удалось эвакуироваться значительному количеству крымчаков и евреев:
– отсутствие паспортов у основной массы жителей сельской местности и части горожан;
– одной из важных причин явились большие трудности с получением эвакуационного билета, без которого из Крыма выехать было невозможно. Эвакуационный билет давали на одну семью, но не более семи человек;
– отсутствие необходимых документов (эвакуационных билетов) у евреев, эвакуированных в Крым из Одессы с частями Приморской армии и у тех, которые пришли на полуостров с отступающими войсками, а также у нескольких тысяч евреев, прибывших в 1940 году в Крым с территории бывшей Польши, лишало их возможности эвакуироваться;
– события, происходящие на Крымском фронте, развивались стремительно. В 20-х числах августа 1941 г. из Крыма можно было эвакуироваться только морским путем, что было сопряжено с большим риском. Транспортные средства, задействованные в эвакуации, подвергались бомбёжке и очень часто тонули. Ярчайшими примерами таких трагедий стала гибель теплоходов «Армения», «Массандра», «Коммунар», «Рот фронт»;
– мужчинам в возрасте до 50 лет не разрешали эвакуироваться, если они не эвакуировались вместе с предприятиями и колхозами. Они должны были быть призваны в армию или участвовать в ополчении, которое собирались организовать для защиты Крыма.
Личный состав 51 Армии в основном был сформирован из крымчан, в том числе в него вошли крымчаки и евреи призывного возраста.
Количество евреев и крымчаков, погибших в Крыму с 1941 по 1944 год, точно установить невозможно. Среди мирного населения, т. е. женщин, стариков и детей было уничтожено свыше 35 тыс. евреев, а крымчаков – более семи тыс. (данные к. и. н., старшего научного сотрудника архивного отдела НКВД Крыма Б.М. Вольфсона). Эта статистика не учитывает сведения об уничтоженных людях, рожденных в смешанных браках с евреями и крымчаками (только в г. Симферополе, в июле 1942 года их убили около 12 тыс. чел.). И самое ужасное то, что были случаи, когда родственники выдавали детей от смешанных браков немецкой службе безопасности «SD»: тащили их туда насильно, на ул. Студенческую, 12, г. Симферополя. Немцы уничтожали людей «с содержанием» еврейской крови до 3/8. Крымчаков и евреев уничтожали только по этническим признакам, т. к. считали крымчаков этническими евреями, независимо от их вероисповедания (большинство молодых людей в те годы были атеистами).
По данным переписи населения СССР, в Крыму на 1 января 1937 г. проживали 54 тыс. 813 евреев, 6 тысяч 44 крымчака (крымских евреев), 3 тыс. 72 чел. караимов, 1797 чел. цыган. В переписи населения СССР за 1939 год в Крыму проживало 65 тыс. 452 человека евреев (графа «крымские евреи» отсутствует), немцев – 51 тыс. 299, общее количество жителей Крыма составляло 1 млн. 126 тыс. 385 человек.
По данным историка из Феодосии М. Гольдберга, эвакуироваться из Крыма смогли около 30-35 тыс. евреев и крымчаков. Перед II мировой войной в Крымской АССР проживало около 70 тыс. евреев и крымчаков.
Советская пропаганда говорила о том, что Крым никогда не будет сдан врагу. Плановой эвакуации евреев и крымчаков в то время почти не осуществлялось. Плановая эвакуация из Крыма началась только в конце августа, официальные эвакуационные пункты были созданы 26 августа 1941 года. Статистика свидетельствует: процент эвакуированных крымчаков и евреев по отношению к лицам других национальностей, за исключением 60 тыс. немцев (по данным историка В. Брошевана), принудительно эвакуированных 18 августа 1941 года, был достаточно большой.
В ноябре 1941 г. основная часть Крыма, кроме Севастополя, была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими войсками. В начале ноября 1941 года состоялся один из первых расстрелов. Около 100 мирных жителей было расстреляно на ул. Полигонной г. Симферополя. По свидетельствам очевидцев, среди жертв в основной массе преобладали люди со звёздами на спине и груди. Причиной расстрела послужила гибель двух военнослужащих немецкой армии, недалеко от этого места подорвавшихся на мине, оставленной советскими войсками.
В середине ноября 1941 г. во всех городах Крыма провели регистрацию крымчаков и евреев. Лиц, уклонившихся от регистрации, вылавливали и казнили. По показаниям очевидцев, в г. Симферополе было повешено около 50 человек, на груди у них были таблички «За неявку на регистрацию». В Симферополе фашисты проводили не только регистрацию, они ходили по еврейским и крымчакским квартирам и избивали людей, отбирали все ценные вещи.
Помимо этого, были организованы национальные комитеты, которые должны были передавать приказы властей национальным меньшинствам. Еврейские комитеты получали приказы на выполнение самых грязных работ, сбор того или иного имущества, необходимого оккупационным властям, – одеял, костюмов, посуды и др. В случае невыполнения распоряжений немецкого командования комитетом, его руководителей безжалостно избивали.
Евреев и крымчаков на улице могли безнаказанно избить до полусмерти, люди были запуганы и подавлены.
Кроме этого, мужчин призывного возраста всех национальностей отправили в фильтрационный лагерь «Картофельный городок» (через фильтрационный лагерь прошло около 144 тыс. людей), который находился за железнодорожным вокзалом в районе ул. Жигалиной, на территории современных овощных складов. Немцы выявляли среди лагерников евреев, крымчаков, комиссаров, партработников и сотрудников НКВД, их расстреливали на территории старого еврейского кладбища на ул. Широкой.
Таким образом, когда немцы собрались проводить акции по уничтожению евреев и крымчаков, в семьях оставались только старики, женщины и дети.
Перед тем как фашисты начали собирать евреев и крымчаков на сборные пункты, ими распускались слухи: цель сбора – отправка либо в Палестину, либо на сельхозработы, либо в районы Джанкоя, Карасубазара, либо в Молдавию.
В конце ноября – начале декабря 1941 года в городах Крыма: Джанкое, Евпатории, Керчи, Симферополе, Феодосии, Ялте были развешаны приказы о том, что евреи и крымчаки должны прийти на сборные пункты. Тексты их были почти идентичны: все евреи (крымчаки), проживающие в том или ином городе или его окрестностях, обязаны явиться в указанный день и час на предмет препровождения в отдельную часть города. В данный приказом срок явка обязательна. Вещи могут быть взяты с собой. Квартиры должны быть опечатаны. Пищу можно взять с собой на один-два дня. Вещи в полной сохранности должны быть оставлены в квартире. Эти приказы оканчивались одинаковой фразой: «неповиновение карается смертной казнью».
Были обнародованы приказы и такого содержания: «Все население города, знающее местонахождение евреев, должно заявить об этом в немецкую полицию безопасности».
Расстрелами евреев и крымчаков занимались зондеркоманды, части вспомогательной полиции и добровольцы.
В Евпатории, в так называемых казармах (военных домах в районе ж/д вокзала), около 1000 человек евреев продержали больше двух недель. Вот что рассказывает об этих событиях Фишгойт: «Утром… я вышла на улицу и увидела ужасное зрелище: женщины несли на руках детей или вели их за руку, мужчины тащили узлы, больных и парализованных везли на тележках. Молодая женщина вела двоих детей. У неё были безумные глаза, она кричала: «У моих детей по две руки и по две ноги, как и у ваших, и они тоже хотят жить». Всех их расстреляли.27 ноября 1941 года в районе Красной Горки. Крымчаков сразу не расстреляли, т.к. их было немного (150 чел.), а помещали в тюрьму, когда и там собиралось достаточное, по мнению фашистов, количество людей, их отвозили к противотанковому рву и там расстреливали.
В Керчи на Сенную площадь пришло около 4,5 – 5 тыс. человек. Их поместили в здание тюрьмы, где они находились от двух до трех недель. При этом людям не давали пить, кормили солёной рыбой. Остались живы несколько свидетелей: евреи врачи, которых немцы не расстреляли в Багеровском рву, они некоторое время находились в заключении, были отпущены на свободу, дожили до освобождения Крыма Красной Армией. Эти врачи рассказали о зверствах в фашистских застенках. Также удалось спастись до 10 человек из Багеровского рва, они упали в ров и не были убиты, ночью выползли изо рва и прятались где и как могли.
28 ноября 1941 года начался сбор евреев, уничтожение продолжалось до тех пор, пока не высадился Керченско-Феодосийский десант советских войск (в конце декабря 1941 г.). Подробнее: Крымчаки: история одной старой фотографии - Крымчаки (krymchaks.info) - прим. редактора.
В местах, где фашисты содержали евреев и крымчаков, морили их голодом и доводили людей до такого состояния, что жить они больше не хотели, смерть казалась избавлением от страданий.
4 декабря1941 года в Феодосии расстреляли евреев, а крымчаков 12 декабря. По показаниям свидетелей, крымчаки, идя на сборный пункт, надели на себя праздничную одежду и пели свои старинные песни. Таким образом, можно сделать вывод, что люди знали, какая их ждёт судьба.
Некоторые крымчаки Феодосии не были расстреляны: они были ремесленниками, и их специальности были необходимы для нужд оккупационной армии. Списки этих людей хранятся в Государственном архиве АР Крым. Подробнее: История спасения семей феодосийских крымчаков в 1941 году - Крымчаки (krymchaks.info) - прим. редактора.
Фашисты решили в Симферополе в первую очередь уничтожить цыган и крымчаков, а затем евреев.
6 декабря 1941 года на сборном пункте, который находился в здании пединститута (бывшей Талмуд-Торе) на ул. Студенческой (площадь Гельвига), собрали цыган, Они были вывезены в противотанковый ров в районе 10 километра шоссе Симферополь-Феодосия.
Цыгане Крыма были тюркоязычными, по вероисповеданию мусульмане.
9 декабря 1941 г. в этом же сборном пункте собрали крымчаков и их отвозили расстреливать в тот же ров в течение 10–11 декабря. 12 декабря евреев собрали на сборных пунктах, их было около десяти человек. Самые известные из этих пунктов находились в следующих зданиях: на ул. Студенческой (Пединститут), на ул. Гоголя (бывшее здание обкома партии) и мединститута (бульвар Ленина).
На фото: место сбора евреев и крымчаков на ул. Студенческой перед отправкой к месту расстрела. Симферополь, 9-12 декабря 1941 г.
Фото из немецкого архива.
По данным статбюро городской управы, созданной оккупационными властями, в Симферополе на 1 ноября 1941 года числилось: евреев-10400, крымчаков – 3100. В графе «евреи» в скобках стоит число 22,5 тысяч. Это число находится вне временной графы, и можно предположить, что оно обозначает количество уничтоженных с 1941 по 1944 гг. евреев и крымчаков в г. Симферополе. На 1 февраля 1942 года в Симферополе евреев было – 317 человек, крымчаков – 65. На 1 января 1943 г. евреев – 163 чел., крымчаков “ 39 чел., а на 1 ноября 1943 г. (в очередной справке) общее количество крымчаков и евреев – 76 человек.
Евреев вывезли на ров на 10 км. Феодосийского шоссе и там всех расстреляли. В ГААРК (Государственный архив АР Крым) хранится русский перевод телеграммы начальника полиции г. Симферополя майора Боше, с просьбой к берлинскому руководству: разъяснить ему, что делать с большим количеством добровольцев, которые хотят участвовать в экзекуциях (национальность добровольцев не указана). Но прежде, чем произвести расстрелы, фашисты врывались во все еврейские и крымчакские дома, избивали хозяев и требовали отдать все самые ценные вещи. В каждом дворе был свой староста, и списки, которые составляли сами евреи, значительно отличались от тех, которые составляли старосты. По данным свидетелей на суде, который проходил в
г. Севастополе в 1947 г. по обвинению генерал-полковника вермахта Энекена, в Симферополе было зарегистрировано 18 тысяч евреев, и несколько тысяч из них убежали в лес.
По показаниям одного из охранников, 76 крымчаков и евреев ремесленников содержали в тюрьме на ул. Студенческой, 12, а в середине ноября 1943 года расстреляли.
В г. Ялта евреев и крымчаков собрали в так называемые «массандровские казармы», продержали их там около двух недель и расстреляли в Четвёртой балке, недалеко от Института Магарач.
Евреев и крымчаков, проживавших в сельской местности, (а крымчаков еще и в г. Карасубазаре), уничтожали в 1942 году в «душегубках». Их трупы сбрасывали в колодцы, глубина которых достигала 100 м, и в противотанковые рвы. Крымчаков в Керчи уничтожили в июле 1942 года и захоронили в Аджимушкайском противотанковом рве.
С 1942 г. немецкие фашисты стали уничтожать еврейских и крымчакских женщин и детей только в душегубках.
Из приговора суда присяжных Мюнхена по делу Цаппа, бывшего начальника зондеркоманды 11 полиции безопасности, начальника СД Крыма: «Немецкая айнзацгруппа-Д была занята с ноября по 17 декабря 1941 г. только уничтожением крымчаков, евреев и цыган. И только 17 декабря они смогли приступить к борьбе с партизанами». По показаниям группенфюрера СС Отто Олендорфа на Нюрнбергском трибунале, айнзацгруппой под его руководством было уничтожено свыше 90 тыс. евреев. Среди уничтоженных детей были только евреи. В расстрелах принимали участие как наблюдатели руководители 11-й армии, которой командовал фельдмаршал Манштейн, отдавший приказ: «...евреи и крымчаки в Крыму должны быть уничтожены до католического Рождества...», выделив на эти цели транспорт, горючее и часть войск для охраны.
Евреев отлавливали по всей территории Крыма вплоть до апреля 1944 года. Одной из последних была поймана еврейка в г. Феодосии, доставлена в Симферополь и здесь расстреляна.
С 1942 г. немецкие фашисты стали уничтожать еврейских и крымчакских женщин и детей только в душегубках.
В Крыму на государственном учёте в реестре памятников числится 69 мест массовых расстрелов и захоронений мирных граждан, а не включённых в реестр – приблизительно столько же. В Симферополе существовало более десяти мест, где фашисты уничтожали евреев и крымчаков (по данным полковника КГБ, известного писателя Г. Северского). Вот неполный перечень этих мест казни: бомбоубежище базы «Утильсырьё» на ул. Полигонной, где было расстреляно около 100 человек; на шоссе Симферополь – Николаевка (приблизительно третий километр) – несколько тысяч человек; в районе 10–14 км шоссе Симферополь – Севастополь, в районе деревень Левадки и Саблы, в противотанковом рву – более 5 тысяч. В противотанковом рву в Курцовской балке погибли от рук фашистов более пятисот человек, на 5 км шоссе Симферополь – Феодосия 800 человек. Противотанковый ров длиной 732 м, глубиной 5 м расположен на 10 км Феодосийского шоссе (по
правой стороне), возле Ливенских Дубков. В нём погребены останки более 17 тыс. евреев, крымчаков, цыган, а также более 595 моряков Черноморского Флота, которых фашисты пригнали в августе 1942 года закидать негашёной известью разлагавшиеся во рву трупы. В октябре-ноябре 1943 года в этом же рву расстреляли около 300 крымских татар за связь с партизанами и точно неустановленное количество военопленных разных национальностей.
В самом Симферополе, в районе Красной Горки на ул. Куйбышева за гаражами МВД находится ещё один ров: здесь покоятся около 12 тыс. человек «лица от смешанных браков, в том числе и дети». Братская могила этих людей и поныне не отмечена памятным знаком.
На армянском кладбище по ул. Русской хоронили военнопленных и лиц, расстрелянных в немецкой службе безопасности «SD» (около 6 тысяч человек). По показаниям свидетелей и результатам проведённой эксгумации было установлено, что немецко-фашистские оккупанты, чтобы скрыть свои преступления, вскрывали старые могилы (381 могила), клали в них по 4 трупа замученных ими людей, а потом ставили памятник на место. Там же обнаружено также 7 братских могил, содержащих около четырехсот пятидесяти трупов каждая.
Некоторых военнопленных и мирных жителей, находившихся в фильтрационном лагере «Картофельный городок» (ул. Жигалиной), иногда хоронили прямо на территории данного лагеря, но подавляющее большинство фашисты расстреливали и хоронили на территории старого еврейского кладбища на ул. Широкой (за железнодорожным вокзалом). В основном это были евреи, крымчаки, партработники и сотрудники НКВД, количество жертв неизвестно.
На территории совхоза «Красного» был создан концентрационный лагерь, в котором было уничтожено около восьми тысяч человек различных национальностей, в том числе и епископ Викентий (Никипорчик Викентий Викентьевич), который выдавал справки о крещении евреям и крымчакам и прятал у себя еврейского мальчика по имени Эммануил, выдавая его за своего внука.
В январе 1942 г. немцами был казнён священник кладбищенской церкви г. Симферополя отец Николай (Швец Николай Фёдорович) за то, что он выдавал справки о крещении евреев. Отец Николай был настоятелем этой церкви с 1904 г. и до конца своих дней.
Священник Феодосийской православной церкви Никита Петрович Никифоров выдавал справки о крещении евреев и крымчаков, Мария Станиславовна Прусс, заведующая детским домом в г. Симферополе, рискуя своей жизнью, прятала среди детдомовцев еврейских детей. Всемирно известный профессор психиатр Наум Исидорович Балабан и сотрудники психиатрической больницы г. Симферополя прятали под видом больных около 300 евреев. Профессор Н. И. Балабан и его жена Е.А. Балабан (урожденная княжна Нелидова) погибли в «SD» вместе с больными. К сожалению, таких людей-праведников было очень мало, они ценой своей жизни спасали евреев и крымчаков.
Перед Ялтинской конференцией к одному изо рвов, где были расстреляны крымчаки и евреи, привезли президента США Рузвельта, на него эта трагедия произвела очень большое впечатление и в какой-то степени оказала влияние на результаты Ялтинской конференции.
Крымчаки, а также евреи, вернувшиеся из эвакуации, пытались сразу узнать о судьбе своих родных, но вначале узнавали, что 14 декабря 1944 года были ликвидированы в Крыму еврейские районы и 21 августа 1945 г. еврейские сельсоветы.
13 мая 1945 года руководители еврейской религиозной общины (так в документе) «организовали торжественный митинг, посвящённый годовщине освобождения Крыма от немецких оккупантов и Дню Победы над фашистской Германией. Митинг состоялся в предоставленном им помещении столовой Спецторга НКВД, на митинге присутствовали верующие евреи, крымчаки и часть приглашённых из русской национальности, в том числе и коммунисты. На митинге присутствующие выступали на еврейском и русском языках».
На фото: 6 августа 1946 г., после богослужения в синагоге, группа евреев и крымчаков на трёх автомашинах поехала на место расстрела, на 10 км Феодосийского шоссе Симферополя, провели там панихиду и раскопки, на этом мероприятии присутствовал раввин Пинский.
Еврейской общине за проведение раскопок было вынесено предупреждение. Раввин Пинский обратился к властям г. Симферополя с просьбой разрешить установку памятника на месте расстрела крымчаков и евреев за счет собранных средств общиной, и в ноябре 1946 года памятник был установлен.
Евреи и крымчаки, которые возвратились из эвакуации, не могли попасть в свои квартиры, иногда жили в железнодорожных вагонах по нескольку месяцев. Ходили слухи, что евреев и крымчаков будут высылать так же, как депортированных других национальностей.
После Великой Отечественной войны евреев и крымчаков старались не брать на ответственные работы. Из статистических данных и официальных документов исключили сведения о крымчаках, как будто такого народа и не существовало. В 1948 г. началась «охота на ведьм»– борьба с безродными космополитами – еврейскими учеными, писателями, поэтами, артистами, профсоюзными и государственными деятелями. 13 января 1948 г. в Минске сотрудниками МТБ, по приказу И. Сталина, был убит народный артист СССР Соломон Михоэлс. 12 августа 1952 г. после закрытого процесса («Крымское дело») большинство еврейской интеллигенции было арестовано, а 24-х из них казнили. Среди казненных были члены еврейского антифашистского комитета. Евреи и
крымчаки стали массово подвергаться репрессиям, их увольняли с работы.
Власти скрывали информацию о количестве погибших и местах массовых захоронений. В официальных документах погибшие евреи и крымчаки значились только как мирные жители.
В 1986 году в СССР одним из резонансных скандалов стало известие о мародёрстве на на 10 км Феодосийского шоссе Симферополя (на месте массовых расстрелов крымчаков и евреев в 1941 году). Помогли остановить мародёрство и сделать так, что место расстрела обрело мемориальный статус и стало «Полем памяти», два поэта Александр Ткаченко и Андрей Вознесенский, написавший поэму «Ров», в которой заклеймил позором мародёров и их пособников.
В декабре 2009 г. в Симферополе на зданиях Центрального музея Тавриды (бывшего шестого отдела СД, ул. Гоголя) и факультета физического воспитания ТНУ (ул. Студенческая), едуниверситета (бульвар Ленина) и психиатрической больницы (ул. Р. Люксембург) установлены мемориальные доски в память жертв нацизма. Надписи на них гласят о том, что в этих зданиях во время оккупации Крыма фашистами были созданы сборные пункты для крымчакского, еврейского и цыганского населения, откуда они были вывезены за город и расстреляны.
С 11 декабря 2004 г. на государственном уровне согласно Постановлению Верховной Рады Крыма отмечается День памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма, в этот день на всех официальных зданиях приспускаются государственные флаги. 11 декабря является траурной датой.
Прошло 70 лет, но зёрна антисемитизма продолжают давать свои ядовитые всходы не только на крымской земле, но и в Украине, и во всем мире. Поэтому так важно не только довести до сознания потом ков всю правду о Холокосте, но и не допустить дальнейшего разрастания коричневой опухоли расовой ненависти в нашем обществе.
Видео-сюжет «Черный декабрь. Массовые казни евреев и крымчаков в 1941 году.
Уроки истории, а также параллели с современностью Александр Макарь обсуждает с Яном Эпштейном - президентом Всекрымского Еврейского Конгресса и краеведом Борисом Берлиным в прямом эфире программы «Вечер Live».
Примечания
1. Еврейская благотворительная организация, специально созданная в 1924 г. американским комитетом по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны («Джойнтом») для оказания финансовой и технической помощи в реализации проекта еврейской земледельческой колонизации в СССР.
Список литературы
1. Архив Главного управления СБУ в АРК. Фонд 8, дело 2262.
2. Ачкинази И. В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. Симферополь, 2000.
3. Вольфсон Б. Зверства немцев в Керчи // Исторический журнал. 1942. №8.
4. Государственный архив Республики Крым. Фонды Р-1289, Р-1302, Р-2638, Р-3295, П-156.
5. Губенко Г. Н. Книга печали. Симферополь, 1991.
6. Крым многонациональный: вопросы и ответы / составитель Н. Г. Степанова. – Симферополь: Таврия, 1998. Вып. 1.
7. Крымская еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990. Т. 4"5.
8. Передайте детям нашим о нашей судьбе. Сборник документов, дневников и воспоминаний. Симферополь: БЕЦ «Хэсэд Шимон», 2001.
9. Полянский Эд. Поле памяти // Известия. – 1987. – № 10 (09 января).
10. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов. Иерусалим: Яд Вашем, 1992.
11. Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев. Составитель А. Круглов. Киев: Институт иудаики, 2002.
Историческая справка
Время и место события: противотанковый ров, Крымская АССР, 10 километр шоссе Симферополь - Феодосия, место массовых казней и захоронения мирных жителей и военнопленных 1941-1943 годы. Противотанковый ров был вырыт гражданами г. Симферополя в сентябре-октябре 1941 года по требованию военного командования, которое руководило обороной Крымской АССР. По приказу командующего 11 армией Генриха Фон Манштейна «еврейский вопрос» должен быть решен в Крыму до наступления католического Рождества, т.е. 25 декабря.
1. 6 декабря 1941 года в этом рву были расстреляны около 1700 крымских цыган, мусульман по вероисповеданию, которые много веков вели оседлую жизнь. Немецко-фашистские оккупационные власти считали их антисоциальными элементами, переносчиками заразных болезней, их не обыскивали, верхнюю одежду не снимали.
Источники:
- Государственный Архив РК фонды: р-1209 опись 1 дело 9; р-1289 опись 1 дело 39; р-2638 опись 1 дело 44 а; П-156 опись 1 дела: 32, 34, 37, 38, 40;
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 1 дело 2226;
- Книга «Немецкие варвары в Крыму: Сборник материалов под редакцией П.А. Чурсиной, составитель Р.М. Вуль 20 апреля 1944 г. Издатель «Красный Крым».
2. Были расстреляны около 3000 крымчаков, перед расстрелом их не обыскивали, только снимали верхнюю одежду.
Источники:
- Государственный Архив РК фонды: р-1209 опись 1 дело 9; р-1289 опись 1 дело 39; р-2638 опись 1 дело 44 а; П-156 опись 1 дела: 32, 34, 37, 38, 40;
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 1 дело 2226;
- Книга «Немецкие варвары в Крыму: Сборник материалов под редакцией П.А. Чурсиной, составитель Р.М. Вуль 20 апреля 1944 г. Издатель «Красный Крым».
3. 12-17 декабря расстреляно около 10,5 тысяч евреев, перед расстрелом их не обыскивали, только снимали верхнюю одежду.
Источники:
- Государственный Архив РК фонды: р-1209 опись 1 дело 9; р-1289 опись 1 дело 39; р-2638 опись 1 дело 44 а; П-156 опись 1 дела: 32, 34, 37, 38, 40;
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 8 дело 2226;
- Отчет орскомендатуры 18853 (Симферополь от 14 ноября 1941 года);
- Книга «Немецкие варвары в Крыму: Сборник материалов под редакцией П.А. Чурсиной, составитель Р.М. Вуль 20 апреля 1944 г. Издатель «Красный Крым».
4. 6-17 декабря ежедневно после расстрела мирных граждан из концентрационного лагеря «Картофельный городок» (ДУЛАГ 241) пригоняли военнопленных, им приказывали забрасывать трупы землей, после чего их также расстреливали.
Источники:
- Государственный Архив РК фонды: П-156 опись 1 дела: 32, 34, 37, 38, 40;
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 1 дело 2226.
5. В начале января было расстреляно 3 176 евреев, 85 партизан, 12 «грабителей», 122 коммуниста.
Источники:
- Донесения о событиях в СССР № 153 от 09 января 1942 года;
- Книга «Без жалости и сомнения». Документы оперативной команды и полиции безопасности ИСД на временно оккупированной территории ССР 1941-1944 гг. часть 4, Днепропетровск «ТКУМА» 2010 г. Составитель Круглов А.И.
6. 16-15 февраля были казнены 1457 человек, в том числе 920 евреев, 468 коммунистов, 45 партизан, 12 «грабителей», 1 саботажник и 1 антисоциальный.
Источники:
- Донесения о событиях в СССР № 170 от 18 февраля 1942 года;
- Книга «Без жалости и сомнения». Документы оперативной команды и полиции безопасности ИСД на временно оккупированной территории ССР 1941-1944 гг. часть 4, Днепропетровск «ТКУМА» 2010 г. Составитель Круглов А.И.
7. 16-28 февраля 1942 года были расстреляны 1515 человек, в том числе 729 евреев, 271 коммунист, 74 партизана, 421 цыган, антисоциальный и саботажник.
Источники:
- Донесения о событиях в СССР № 178 от 09 марта 1942 года;
- Книга «Без жалости и сомнения». Документы оперативной команды и полиции безопасности ИСД на временно оккупированной территории ССР 1941-1944 гг. часть 4, Днепропетровск «ТКУМА» 2010 г. Составитель Круглов А.И.
8. До июля 1942 года нет точных данных о расстрелах в данном месте. Лето 1942 года было очень жарким и плохо засыпанные трупы стали разлагаться, трупный запах стал доходить до Симферополя. Немецко-фашистские оккупационные власти пригнали 595 военнопленных моряков Черноморского флота, связанных по 5 человек, и заставили трупы закидать негашёной известью. После выполненной работы их всех расстреляли. Также на место расстрелов привозили машины с газовыми камерами (газваген) и из них выгружали трупы, точное количество неизвестно.
Источник:
- Газета «Известия» № 10 от 09 января 1987 года, автор Владимир Полянский, статья «Поле памяти».
9. В конце октября - начале ноября 1943 года (точная дата неизвестна) было расстреляно около 300 крымских татар из ближайших деревень, по обвинению в связи с крымскими партизанами.
Источник:
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 1 дело 2226.
10. В феврале 1944 года немецко-фашистскими оккупационными властями была привезена специальная машина для извлечения человеческих останков и изъятия из них ценностей. Останки должны были быть перемолоты, а ценности отправлены в Берлин.
Источник:
- Архив УФСБ по Республики Крым и г. Севастополя, фонд 1 дело 2226.
11. 6 августа 1946 года верующие Симферопольской еврейской общины совершили обряд богослужения - панихиду по расстрелянным евреям в период оккупации Крыма, с массовым выездом на место совершения расстрела, для этой цели были наняты автомашины для перевозки на место панихиды. На ров были произведены раскопки, за что Община получила предупреждение о незаконности своих действий. В ноябре раввин Пинский обратился к властям за разрешением установить памятный знак на месте массовых расстрелов за счет средств собранных еврейской Общиной. В конце ноября 1946 года памятный знак был установлен.
Источник:
- Госархив РК фонд р-3295 опись 2 дело 3.
12. В 1949 или в 1950 году (точно неизвестно) памятник был снесен, хотя в списках памятников Крымской области он числился с 1947 года. В 1958 году был установлен новый памятный знак за счет средств собранными евреями и крымчаками.
Источник:
- Госархив РК фонд р-3077 опись 1 дело 37, 95.
13. В 1969 году Решением Крымского Исполнительного Комитета № 595 от 05.09.1969 года поставлен на учет памятников регионального значения под номером 1718. Решением № 16 от 15.01.1980 установлена охранная зона памятника «Братская могила».
Источник:
- Госархив РК фонд р-3287 опись 7 дело 3196, 3198, 4995.
14. В 1987 году была задержана группа лиц, которая несколько лет занималась мародерством, извлечением среди остатков расстрелянных граждан ценностей и изделий из золота. У них было изъято ценностей на сумму свыше 60 000 рублей (историческая ценность изъятого не устанавливалась, а изделия из золота оценивались как лом золота). В журнале «Юность» №7 от 1986 года была опубликована поэма А. Вознесенского «Ров» в которой рассказывалось о мародерстве на Братской могиле. 18 апреля 1986 года было проведено заседание Бюро Обкома КПУ с повесткой о фактах безответственного отношения к месту массовых захоронений жителей города Симферополя, расстрелянных в годы Великой Отечественной Войны в районе 10-го километра. Решением Крымского Облисполкома №212 от 16.05.1986 года принято решение об обустройстве захоронения советских граждан, расстрелянных в 1941-1942 гг. на 10-ом километре Феодосийского шоссе. В 1987 году осудили 30 мародёров, в основном жителей города Севастополя. В начале 1987 года Братская могила на глубине 1-1,2 метра была залита бетоном толщиной до 35 см, по всему периметру рва была
залита стена бетона толщиной до 50 см, сверху саркофага Братская могила была засыпана землей. С момента восстановительных работ рядом с Братской могилой был установлен пост ГАИ. В декабре 1986 года был установлен памятный знак.
Источник:
- Госархив РК фонд р-3287 опись 7 дело 4369, фонд п-1 опись 11 дело 23.
15. В 2002 году за денежные средства, собранные Еврейской Общиной, Обществом крымчаков и меценатов, был установлен памятный знак из черного гранита. 20 октября 2004 года постановлением Верховной Рады Автономной РК № 1093-4/04 было принято решение: «Считать 11 декабря Днем памяти крымчаков и евреев Крыма, жертв нацизма».
Источник:
- Книга «Ров» Издательство «Н.Ореанда». Симферополь, 2016 год. Составители: Н. Дрёмова, И. Легкодух.
16. 6 декабря 2011 года произошел пожар на Братской могиле площадью около 200 кв.м.
Источник: личный архив Берлина Б.Г., письмо от Администрации Трудовского сельского совета в МВД Симферопольского района.
Историческую справку подготовил Берлин Б.Г.