Источник: «Я куда бы ни шёл, что бы я ни читал, – всё иду в симферопольский ров» - Русская Германия (rg-rb.de)
Интервью журналиста Виктора Фишмана с Леонидом Пейсахом также опубликовано в газете «Русская Германия» №04 (1336) 31.01-06.02.2022.
К 27 января, Международному дню памяти жертв Холокоста, «РГ/РБ» рассказывает о трагической судьбе крымчаков, еврейское происхождение которых послужило поводом для их почти полного уничтожения в Крыму во время Второй мировой войны. В 1942−1943 годах от рук нацистов погибло примерно три четверти из 9000 крымчаков.¹
Крымчаки хоронят останки своих близких. Противотанковый ров на 10 километре шоссе Симферополь-Феодосия, 1946 г.
О перипетиях судьбы этого народа и малоизвестных фактах его истории говорит коренной представитель этой группы крымского населения, известный клезмерский музыкант Леонид Пейсах, живущий сегодня в Мюнхене.
На фото: Л.Е. Пейсах (Источник: страница Л.Е. Пейсах на Fасеbook)
– Вы – представитель династии крымчаков, и ваша фамилия – одна из типичных для крымчаков. Ваш отец в последние годы своей жизни занимался изучением истории крымчаков и оставил вам свои архивы. Какими самыми важными событиями отмечена история народа, живущего на Крымском полуострове чуть ли не с IX века?
– До 1917 года крымчаки называли себя «йехуди» (иудеи) и «срэль балалары» (дети Израиля). Современное самоназвание – «кърымчахлар», в единственном числе – «кърымчах». Слово «крымчаки» появляется в официальных документах с 1859 года.² Исследователи начала XX века выдвигали две гипотезы происхождения этой народности. Крымчаки произошли из хазар и являются потомками тюрков, которые приняли иудейскую веру; либо – это евреи из разных стран, которые поселились в Крыму и переняли крымско-татарский язык.
– Наверное, не зная всего этого, Пушкин назвал хазар неразумными («Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам»?
– Великому поэту всё простительно. Ещё в 1358 году было создано первое письменное произведение крымских евреев – книга Аврахама Кирими (то есть «Крымского») «Сфат ха-эмет» («Язык истины») как комментарий к Пятикнижию. Сохранились сборники крымчакских легенд, песен, загадок и пословиц, которые писали от руки еврейскими буквами и передавали из поколения в поколение. Не может быть неразумным народ, который специализировался на выделке шёлка, окраске тканей и торговле.
– Есть сведения, что педагог и этнограф, автор первого букваря и первого учебника для начальных классов на крымчакском языке Исаак Кая, живший со своей семьёй в Керчи, сумел задержать экзекуцию в Керчи. Как это происходило на самом деле?
– По действиям оккупационных немецких властей Исаак Самуилович Кая понял, что в городе готовится уничтожение еврейского населения. Для противодействия оккупантам он создал инициативную группу из пяти самых уважаемых членов крымчакской общины – сам Исаак Кая, Иосиф Валит, Моисей Токатлы, Анисим Мизрахи и Захарья Борохов. Эта группа просвещённых людей попыталась доказать оккупационным властям, что крымчаки во всём похожи на крымских караимов и отличаются от них лишь принадлежностью к талмудическому иудаизму, а также отсутствием мифологемы о своём нееврейском происхождении. Приведённые доводы были столь грамотно сформулированы, что немецкая администрация отложила приведение расстрела крымчаков Керчи до получения по этому вопросу дополнительного разъяснения из центра. К концу декабря из Берлина пришёл ответ, что керченские крымчаки должны быть расстреляны 3 января 1942 года. Однако 30 декабря 1941 года Керченско-Феодосийская десантная операция освободила город, и 826 уже арестованных керченских крымчаков были спасены. Впоследствии большей части крымчаков, спасённых перед повторным захватом города немцами, удалось переправиться через Керченский пролив и сохранить свои жизни.
– Когда и где происходили основные казни крымчаков, оставшихся на Крымском полуострове? Сколько людей погибло?
– Из хроники и данных, собранных моим отцом ( См. статью: Евсей Исаакович Пейсах (1903 - 1977 - прим. М. Гурджи), известно, что 18 ноября 1941 года в Симферополе немецкая администрация развесила объявления, обязывающие всех евреев и крымчаков пройти регистрацию. Уклонившихся от регистрации для устрашения остальных повесили на деревьях и столбах по всему городу. А затем появился новый приказ, обязывающий крымчаков и евреев явиться на указанные сборные пункты 9−10 декабря. Приказ касался всех членов семей, включая женщин, детей и стариков. С собой надо было иметь самые необходимые вещи и питание на четыре дня. На этих сборных пунктах, начиная с 11 декабря, людей грузили в автомашины по 40 человек и отправляли к противотанковому рву на 10-м километре шоссе Симферополь – Феодосия. Там их расстреливали. Расстрелы начинались в 8 утра и заканчивались в пять вечера. По воспоминаниям очевидцев, этот кошмар продолжался 10 дней. Тогда были расстреляны около 10 600 евреев и 1500 крымчаков. Степь была буквально усеяна обувью и отобранными у людей перед казнью паспортами.
Подобное происходило и в других крымских городах в конце 1941-го – начале 1942 года. В Евпатории, например, 24 ноября были убиты 150 крымчаков, 26 ноября – 650 евреев. Феодосийские евреи были расстреляны 4 декабря у противотанкового рва в районе завода «Механик». Позднее такая же участь постигла феодосийских крымчаков – их расстреляли 12 декабря.
– Есть много непроверенных историй, рассказывающих, что местные татары спасали еврейских детей, выдавая их за своих на том основании, что все крымчаки свободно говорили на татарском языке. Как вы оцениваете эти истории? Почему среди Праведников народов мира нет ни одного крымского татарина, получившего бы это почётное звание от израильского института Яд-Вашем?
– Специалисты, занимавшиеся этим вопросом, единодушно утверждают, что сведения, будто бы татарское население оказывало помощь крымчакам и евреям во время оккупации Крыма, на поверку являются чистыми фейками. Однако на основании последних исследований, изложенных в подготовленной к публикации книге «Праведники народов мира в Республике Крым» (Сост. А.И.Гендин. Симферополь, Медиацентр имени И. Г. Гаспринского, 2021 год), среди 76 людей разных национальностей, получивших это звание, оказалась одна татарская семья – Аджикадыра и Айше Куртиевых. К сожалению, в этот список не попала женщина с польскими корнями, директор детского дома под Симферополем для детей евреев-ашкеназов и евреев-крымчаков Марина Прусс, спасшая 25 таких детей. Не попала потому, что вовремя никто не озаботился, а сейчас уже нет в живых ни одного свидетеля её подвига.
В этой связи я хочу рассказать историю спасения родной тёти моей жены – Екатерины Абрамовны Лукиной (урождённой Пейсах), жившей в Керчи ( См. очерк: М. Гурджи. Крымчаки: история одной старой фотографии).
Керчь была занята фашистами 16 ноября 1941 года. 24 ноября всех евреев обязали зарегистрироваться в трёхдневный срок в помещениях гестапо и городской управы. Два дня спустя появилось распоряжение немецкой полиции безопасности и относительно крымчаков.
В один из этих дней Екатерина Абрамовна направлялась домой из магазина, но её перехватила русская соседка, сказав: «Не ходи домой, там полицейские уже схватили твою мать и сестру». Её мать и сестра с двумя маленькими детьми оказались в тюрьме. Детям дали отравленную кашу, и они умерли. На четвёртые сутки мать с сестрой повели на расстрел, к противотанковому рву близ посёлка Багерово, в четырёх километрах от Керчи. На руках они держали своих мёртвых детей.
Спасительница Екатерины сказала соседям, что к ней в гости приехала родственница из Украины. Но недоброжелатели всё же указали немцам на «приезжую». Екатерине тогда исполнилось 16 лет, и её в числе других украинских парней и девушек вывезли на трудовые работы в Германию. Она боялась, что кто-то узнает в ней еврейку, и тогда – расстрел или смерть в крематории.
Екатерина попала в Западную Германию и работала на заводе, в мартеновском цеху; работа продолжалась с 4 часов утра до 2 часов дня; кормили скудно. Однажды Екатерине удалось украсть на овощной базе булку хлеба: за это она получила 15 ударов резиновой палкой. Выходными были только дни Пасхи и Рождества. Заболевших сразу же отправляли в крематорий.
Их освободила американская армия 8 мая 1945 года, потом были длительные проверки советских спецслужб, и домой, в Керчь, Екатерина Абрамовна попала лишь к зиме. В советскую печать каким-то образом попала немецкая фотография, где за колючей проволокой стоят женщины-заключённые; среди них на первом плане Екатерина Лукина.
– В интернете можно прочесть, будто бы после окончания войны часть из оставшихся в живых крымчаков советские компетентные органы, которые не очень были сведущи в религиозно-этнических тонкостях, депортировали в Сибирь. Какие подробности известны об этих жертвах?
– Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось обратиться к историку, члену правления Объединения евреев-крымчаков в Израиле Михаилу Гурджи. Он считает это утверждение ошибочным по той причине, что оккупацию пережили единицы крымчаков. И они не подвергались депортации ни в Сибирь, ни куда-либо ещё.
Известны несколько случаев выяснения компетентными органами у чудом выживших в оккупации в Крыму военнопленных крымчаков (известны около 14 случаев) вопрос их принадлежности к крымским татарам, так как выжить в плену они смогли, лишь выдав себя за татар. После выяснения (этим занимался СМЕРШ), как правило, их направляли дослуживать в действующую армию. Иногда через штрафбат. Это происходило в конце мая – начале июля 1944 года.
Пережившие Вторую мировую войну крымчаки – это семьи эвакуированных, фронтовики и несколько человек, переживших оккупацию, включая военнопленных и партизан. Из довоенных 8000 крымчаков после войны в живых осталось около 2000.
Гражданские лица оккупацию почти не пережили. В Крыму чудом уцелело, предположительно, не более 100 ашкеназов и крымчаков (из более чем 40 000 уничтоженных гитлеровцами)³, включая тех же партизан и военнопленных, гражданских, живших по поддельным документам, а также детей ашкеназов и крымчаков из детдома, где директором была полька Марина Прусс.
– Стихи Евгения Евтушенко про трагедию Бабьего Яра в Киеве широко известны. Однако не все помнят поэму «Ров», написанную Андреем Вознесенским после его посещения противотанкового рва на 10-м километре шоссе Симферополь – Феодосия. Вам эта поэма известна?
– Стихи как раз посвящены памяти расстрелянных там 10 600 евреев и 1500 крымчаков. Крымчаки знают её, особенно его последнюю строфу:
Я куда бы ни шёл,
что бы я ни читал, –
всё иду в симферопольский ров.
И, чернея, плывут черепа, черепа,
как затмение белых умов.
И когда я выйду на Лужники,
то теперь уже каждый раз
я увижу требующие зрачки
двенадцати тысяч пар глаз.
Беседовал Виктор Фишман
Примечания
¹ Здесь допущена неточность. В ноябре 1941 г. основная часть Крыма, кроме Севастополя, была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими войсками. В начале ноября 1941 года состоялся один из первых расстрелов. Около 100 мирных жителей было расстреляно на ул. Полигонной г. Симферополя. По свидетельствам очевидцев, среди жертв в основной массе преобладали люди со звёздами на спине и груди. Причиной расстрела послужила гибель двух военнослужащих немецкой армии, недалеко от этого места подорвавшихся на мине, оставленной советскими войсками. Массовые расстрелы происходили с начала декабря 1941 года до начала июля 1942. Отдельным лицам удалось уцелеть в этот период, однако планомерное уничтожение оставшихся в живых евреев (ашкеназов и крымчаков) продолжалось до освобождения Крыма советскими войсками в апреле 1944 года. Одной из последних была поймана еврейка в г. Феодосии, доставлена в Симферополь и здесь расстреляна. Подробнее: Б. Берлин. История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму. По оценкам ряда исследователей в Крыму было уничтожено около 40000 евреев, из которых приблизительно 8000 принадлежали к крымчакской общине. (– прим. М. Гурджи).
² Необходимо пояснить: уже в первой половине XIX в., не позднее 1840-х гг., крымские тюркоязычные раввинисты перестают именовать себя просто «евреями» (йахудилер, йегудим и пр.) и начинают называться «евреями-крымчаками» или, сокращенно, «крымчаками» (крымтат. – кърымчахлар, ивр. – крымчаким). Впервые этноним «крымчаки» в форме «Евреи Кримчаки» был зафиксирован в 1845 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (Т. XX. СПб., 1846. С. 2;). Более ранних свидетельств об использовании этнонима «крымчаки» в настоящий момент не выявлено. К 1857 г. этот термин был в употреблении в еврейской прессе: в этом году анонимным еврейским автором, которым, по нашему мнению, был Пьер Лякуб (ок. 1839–1891), была написана на иврите газетная заметка о карасубазарских евреях-талмудистах, которых он именовал на идишский манер קרומצאקעש) т. е. искаженное «крымчакес»). Двумя годами спустя, 18.08.1859, термин «евреи-крымчаки» был упомянут на русском языке в положении Комитета министров Российской империи о судьбе земледельческой колонии Рогатликой, основанной крымскими раввинистами в 1842–1843 гг.. В 70-е и 80-е гг. XIX в. этот термин становится устоявшимся обозначением для крымских тюркоязычных раввинистов. Тюркологами высказывалось мнение, что понятие «евреи-крымчаки» – калька с крымскотатарского яхудилер къырымча (т. е. «евреи крымского толка»). Так, по их мнению, татарские чиновники могли представить российской администрации тюркоязычных крымских раввинистов. Несмотря на то, что, казалось бы, данная теория выглядит весьма убедительно, нет ни одного письменного или устного источника, который бы подтверждал эту версию. Подробнее: М. Кизилов. Крымчаки: обзор истории общины. Сборник статей «И жить, и памятью вернуться … Крымчаки: история, этнография, культура». Сост. М. Гурджи. Иерусалим, 2021, С. 40. ( – прим. М. Гурджи).
³ Тяглый, Михаил И., Места массового уничтожения евреев Крыма в период нацистской оккупации полуострова (1941–1944), Симферополь: Хесед Шимон, 2005. Указанное число уцелевших (499 ашкеназов и крымчаков) неточно. Предположительно, в эти списки были включены бойцы партизанских отрядов, подпольщики и некоторое количество реэвакуированных на начало июня 1944 г. По последним оценкам некоторых исследователей, число выживших после оккупации Крыма евреев-ашкеназов и крымчаков составляет не более 100 чел. (прим. – М. Гурджи).