Уважаемые крымчаки!
Я, Ирина Просянникова, внучка Сарры Иосифовны Анджело, родившейся в 1911 году в г. Карасубазар (современное название - г. Белогорск). В настоящее время проживаю в Крыму, в г. Симферополе. Предлагаю вашему вниманию подборку семейных фотографий из личного архива, связанных с народом крымчаки. К фотографиям приложены мои комментарии. Эти сведения собраны по воспоминаниям, моим собственным, покойного отца, рассказов  бабушки и ее близкого окружения. Возможно, кто-то из вас узнает своих знакомых, родных, близких. 

Открытка: Общий вид Карасубазара, нач. XX века. Из личной коллекции М.Б. Кизилова.
Моя бабушка родилась в семье краснодеревщика в городе Карасубазар 26 июня 1911 года. Семья была многочисленная – 11 детей, но некоторые из них умерли еще в младенчестве и до взрослого состояния достигли только шестеро.

На фото: моя бабушка -  Сарра Иосифовна Анджело и ее брат (имя его, к сожалению, неизвестно). Снимок сделан в 1932 году.
В дальнейшем, события первой половины XX века разметали всю семью и до пожилого возраста дожили только двое: моя бабушка и ее сестра Серафима Иосифовна Анджело.
Послереволюционное время в Крыму было трудным, голодным, люди испытывали крайнюю нужду. В возрасте 14 лет юная Сарра добавила себе лишние два года, лишь бы устроиться хоть на какую-то работу, поскольку в то время на работу брали только с 16-ти лет. В Крыму она познакомилась с молодым революционным моряком Григорием Голубь, уроженцем Полтавской губернии. Вскоре они поженились, и в 1933 году у них появился на свет первый ребенок – дочка Жанна, а позднее,  в 1938 году – мой отец  Борис. В дальнейшем, Григорий Кузьмич  Голубь выбрал карьеру морского офицера.

На фото: семья Голубь: Сарра Иосифовна (урожденная Анджело) с детьми: дочерью Жанной, сыном Борисом (моим отцом) и мужем Григорием Кузьмичом.
Начало Великой Отечественной войны застало семью бабушки в Севастополе, начались бомбежки и было принято решение об эвакуации семей военных моряков в г. Туапсе. Вместе со своими двумя детьми бабушке удалось эвакуироваться на катере. Плыли ночью, с большим трудом добрались до Туапсе, а далее их ждала долгая и трудная многонедельная дорога на поезде в Сибирь в один из поселков на берегу озера Байкал. Там, в поселке, бабушка устроилась работать поваром в столовой.
Остальные родственники по линии семьи Анджело не смогли покинуть Крымский полуостров, вскоре полностью подвергшийся оккупации немецкими войсками. Связь с ними была утеряна.


На фото: мой отец  Борис Григорьевич Голубь в возрасте 1,5 лет (октябрь, 1939 г.).
По окончании Великой Отечественной войны началась мирная жизнь. Поскольку разрушения домов в Севастополе были весьма значительны, несколько послевоенных лет Сарра Иосифовна с детьми провели в Симферополе, пока шло восстановление жилищного фонда Севастополя. А ее муж продолжал служить в Севастополе. Во время  войны Г.К. Голубь принимал участие в обороне Севастополя, был награжден медалями и орденами, дослужился до звания капитана первого ранга. 

На фото: мой дедушка Григорий Кузьмич Голубь, кадровый военный, капитан первого ранга, участник обороны Севастополя.

На фото: моя бабушка Сарра Иосифовна Анджело в послевоенные годы.
По воспоминаниям моего отца, Бориса Григорьевича Голубь: в 1946 году пришла радостная весть в виде телеграммы от пропавшей без вести сестры Серафимы Иосифовны Анджело. Во время немецкой оккупации Крыма, она вместе с молодежью, поездом была вывезена в Германию и находилась там пять лет (в числе которых несколько лет пребывания в немецком концлагере), вплоть до освобождения частями Красной армии.  Серафима, в частности, рассказывала о том, что в лагере ей приходилось разгружать вагоны с мукой и носить мешки на спине (ее рост составлял 150 см). Вспоминала она о и том, что охранниками в лагере служили женщины-румынки.
 
На фото: мой отец Борис Григорьевич Голубь. Фото сделано в 70-годы.
Спустя несколько лет, часть узников концлагеря были переданы немецким фермерским хозяйствам (по сути в рабовладение). В числе  пленниц,  во власти одного из таких фермеров, оказалась и Серафима Анджело. По воспоминаниям моего отца, Серафима упоминала хозяина фермы как очень жестокого и злого человека, истязавшего своих работниц, включая периодические изнасилования. После победы над Германией, бойцы Красной Армии, освободили и узниц  этой фермы. Тетя Сима с другим женщинами, вооружившись сельскохозяйственным инвентарем, жестоко избили хозяина, при этом сохранив ему жизнь. Она гордо потом говорила: «Мы ему отомстили!». Трудно себе даже представить, что пережила эта миниатюрная и хрупкая молодая девушка в военные годы. Следует отметить, что после ее возвращения из Германии,  в течение года т. Симу периодически вызывали в органы МГБ на допросы, как человека побывавшего в оккупации.

На фото: Серафима Иосифовна Анджело, 1980-е годы.
Замуж Серафима Иосифовна так и не вышла, сохранила фамилию своих родителей. Казус с документами: одна из паспортистов при смене паспорта допустила ошибку опустив букву «д» из фамилии. В 90 - е годы XX столетия она стала собирать документы, подтверждающие ее нахождение в концлагере для получения ренты  от правительства Германии. Но, к сожалению, вскоре заболела и скончалась в 1994 году. 
Напомню, что в советских паспортах указывалась национальность гражданина страны и в послевоенных документах мою бабушку, Сарру Иосифовну Голубь (Анджело), записали как еврейку.

На фото: Сарра Иосифовна Голубь (урожденная Анджело) в 70-е годы.
По воспоминаниям отца, ей это очень не нравилось. Во время хрущевской оттепели в СССР и благодаря активной деятельности опального генерала П.Г. Григоренко возникли некоторые послабления в этом вопросе и Сарра Иосифовна обратилась в местное РОВД г. Севастополя об исправлении в паспорте национальности на национальность «крымчак».  В отделении милиции бабушку пытались отговорить, но она была настойчива и добилась своего – изменения в паспорт были внесены.
Бабушка ушла из жизни  в 1982 году.  Обе сестры Анджело похоронены в г. Севастополе.