Михаил Кизилов
Иллюстрация: А.С. Фиркович, его дочь Малка и зять Гавриил Фиркович. Персонаж на втором плане может быть идентифицирован как С. Бейм, выполнявший тогда функции газзана в Чуфут-Кале и Бахчисарае. (Из альбома Т. де Паули; рисунок Карла Гуна, около 1857 г.). Фотоиллюстрация и описание взяты из монографии М.Б. Кизилова «Крымская Иудея» (Симферополь, 2011. С.260)
Источник: Кизилов М.Б. Новые материалы о взаимоотношениях караимской и раввинистической (крымчакской) общин Крыма в XVIII — начале XIX века // Научные труды по иудаике. Материалы XX Международной ежегодной конференции по иудаике : сб. — Москва, 2014. — Т. II. — С.127-139. — (Академическая серия ; вып. 46).
Публикуется с разрешения автора статьи М.Б. Кизилова - доктора философии в современной истории (DPhil in Modern History) Оксфордского университета. Подробнее об авторе: Кизилов Михаил - Крымчаки (krymchaks.info).
Статья предваряет очерк В.А. Ельяшевича Прошение крымчаков Бахчисарая на имя Таврического Губернатора 1807 г. - Крымчаки (krymchaks.info) -прим. ред.
Данная статья посвящена анализу взаимоотношений между караимами и раббанитами/раввинистами Крымского полуострова в XVIII — начале XIX в. Исследования последних лет позволяют утверждать, что сформировавшаяся ранее концепция о враждебных отношениях между караимской и раввинистической (крымчакской) общинами Крыма в раннее Новое время совершенно неверна. Согласно традиционной модели, по своей сути взаимоотношения между караимами и раввинистами были типологически похожи на отношения между католиками и протестантами раннего Нового времени [2]. В этих отношениях, как мы знаем, было много взаимной агрессии и неприятия религиозной доктрины оппонентов. Если говорить об аналогиях в исламе, то контакты между караимами и раввинистами традиционно сравнивались с отношениями между шиитами и суннитами. Данные модели действительно верны для описания достаточно враждебных взаимоотношений между караимами и раввинистами в средневековой Испании, Российской империи второй половины XIX века или, скажем, в Троках в XVII–XVIII вв. Тем не менее, как будет продемонстрировано ниже, в Крыму в XVIII и в начале XIX вв. контакты между этими двумя течениями в иудаизме своим дружелюбием и открытостью нисколько не напоминали конфликтной ситуации в Испании или Троках. Обнаруженные нами в недавнее время архивные материалы свидетельствуют о том, что проживавшие в Крыму караимы и евреи-раввинисты (крымчаки) к XVIII — началу XIX вв. стали de facto ощущать себя членами единой еврейской общины полуострова. В это время крымские караимы и раввинисты проживали на территории одних и тех же поселений (в Чуфут-Кале, Гёзлёве/Евпатории, Карасубазаре, Каффе/Феодосии, возможно, в Мангупе [3]). В XVIII в. юноши-раввинисты посещали школу для караимских детей в Чуфут-Кале, а раввинист Йосеф бен Моше Меворах в XVII в. работал в этой же школе учителем-меламедом. В случае опасности обе общины приходили друг другу на помощь и оказывали финансовую и прочую поддержку. Караимы также выступали в качестве третейских судей во время конфликтов в раввинистической общине Карасубазара. Все это однозначно указывает на дружественный и добрососедский характер контактов между этими двумя общинами. Основными источниками для написания статьи автору послужили архивные материалы, обнаруженные им в ОР РНБ им. Салтыкова-Щедрина, Государственном архиве АР Крым (ГААРК), а также в ОР библиотеки Литовской АН. Рассмотрим основные аспекты этих взаимоотношений.
Евреи-раввинисты (крымчаки) — жители Чуфут-Кале
Впервые вопрос о проживании евреев-раввинистов в городе Чуфут-Кале (средневековом Кырк-Йере) был поставлен в 1895 г. гебраистом А.Я. Гаркави. Он, не указав на источник информации, заявил в интервью симферопольскому корреспонденту газеты «Одесский листок» о том, что еще в XVII в. на территории Чуфут-Кале проживали евреи-крымчаки и караимы, покинувшие поселение в XIX в.[4] Точка зрения
Гаркави (опять-таки без ссылки на источники) была поддержана журналистами, опубликовавшими в южнороссийских газетах заметки о том, что Чуфут-Кале является «крымчацко-еврейским» городом. В ответ на эти публикации появилась газетная статья молодого караима С.М. Шапшала (см. о нем ниже), утверждавшего, что вопрос об «исключительной принадлежности Кырк-Ера (нынешнего Чуфут-Кале) караимам не подлежит сомнению»[5]. Вопрос об этнической принадлежности памятников Чуфут-Кале и Мангупа поднимался также и в ряде публикаций караимских, крымчакских и др. авторов в 1912 г.[6] Далее полемика по этому вопросу продолжена не была, по всей видимости, вследствие отсутствия дополнительной информации и источников относительно этой проблемы. О присутствии евреев-раввинистов в Чуфут-Кале в XVIII в. писали крымские исследователи конца ХХ в., опять-таки, не приводя никаких существенных доказательств в пользу данной гипотезы [7]. В данной статье мы попытаемся внести ясность в эту запутанную проблему. Из доступных в настоящий момент эпиграфических, археологических и письменных источников явствует, что именно караимы состав ляли подавляющее большинство еврейского населения Чуфут-Кале в XVII–XVIII вв. С другой стороны, известные еще с XIX в. эпиграфические данные, а также обнаруженные в недавнее время автором этих строк архивные источники однозначно говорят о том, что наряду с караимами в Чуфут-Кале проживали разрозненные семьи крымских евреев-раввинистов, позднее ставших называться «крымчаками» [8]. Так, о пребывании раввинистов в Чуфут-Кале свидетельствуют эпиграфические источники. В 1669 г. на караимском кладбище в Иосафатовой долине был похоронен раввинист Йосеф бен Моше Меворах. Текст его надгробной эпитафии опубликовал, собственно говоря, не кто иной, как караимский собиратель древностей Авраам Фиркович (1787–1874), добавив, что тот «был из крымских раввинистов, учитель религии (меламед Тора) в Кале»[9]. Удивительно, но факт: раввинист Йосеф Меворах, таким образом, преподавал религиозный закон караимам Чуфут-Кале. Кроме того, в общине Чуфут-Кале раввинисты были не только среди преподавателей, но и среди учеников. Так, в списке школьников караимского мидраша (школы) в Чуфут-Кале в 1751–1753 гг. находились также пятеро юношей из общины, как пишет документ, «собратьев наших, раввинистов». Их имена: Давид, Йосеф, Йицхак бен Аарон, Яаков бен Шломо и Давид бен Авраам [10]. Несколько позднее (конец XVIII — начало XIX в.) среди учеников мидраша в Чуфут-Кале упоминается «Шумаилъ Чердоноци». Похоже, что здесь речь также идет об ученике из раввинистской семьи [11].