Захарий Борохов (1895 - 1968)
Уроженец города Керчь. По профессии – экономист. В годы Второй Мировой войны, находясь в оккупированной немцами Керчи, в составе группы крымчаков во главе с И.С.Кая, совместно А.С.Мизрахи, И.И. Валитом, М.С.Токатлы, предпринял попытку спасения общины, обратившись (26-27 ноября 1941 г.) к нацистcкой администрации с петицией о якобы нееврейском происхождении крымчаков. Обращение помогло отложить расстрелы на месяц и спасти значительную часть керченской общины крымчаков, эвакуировавшихся после вхождения в город советских войск. До 1944 года был с семьей в эвакуации в г. Сарапул. Трудился на оборонном заводе. В 1944 году вернулся в Керчь, где продолжил трудовую деятельность на закрытом оборонном предприятии. Собиратель и хранитель памяти о Крымском Холокосте. Копия рукописи воспоминаний Захария Яковлевича Борохова передана Музей Катастрофы (Шоа) «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль) его сыном Давидом Бороховым. Впервые опубликована в сборнике «И жить, и памятью вернуться... Крымчаки: история, этнография, культура». / Сост. М.Гурджи. Иерусалим, 2021.
Воспоминания о керченской трагедии
Керчь, 1955 г.
В силу целого ряда причин, большая часть крымчаков, жителей города Керчь, не смогла эвакуироваться в 1941 году и осталась в оккупированном городе. 
25 ноября 1941 года оккупационные власти объявили о регистрации всех проживающих в городе крымчаков, в том числе и всех лиц, состоявших в смешанном браке с крымчаками. Всего было зарегистрировано 818 человек, причем, число состоявших в смешанных браках достигало 15 %, от общего числа зарегистрированных. Так как большинство трудоспособных мужчин с началом войны было призвано в ряды Красной Армии, среди оставшихся преобладали  беспомощные старики и старухи, инвалиды и многодетные матери, обремененные малолетними детьми. 
В конце декабря 1941 года, когда Керчь была освобождена от оккупантов, населению стало известно о трагической участи крымчаков Симферополя, Карасубазара, Феодосии и других населенных пунктов Крыма. 
Поэтому наиболее энергичная часть крымчаков города Керчи стала добиваться и получила разрешение на эвакуацию через Кубань, на Северный Кавказ, а оттуда в Казахстан и более отдаленные районы страны. Однако, по состоянию здоровья, некоторая часть из них не выдержала суровых условий длительного пути.  Более выносливые добралась до пунктов назначения и прожили там до конца войны. 
Значительная часть крымчаков, во второй половине мая 1942 года, при повторном отступлении частей Красной Армии с Керченского полуострова, совместно с ними переправились через Керченский пролив и эвакуировалась в глубь страны.
Однако  вследствие тяжелых условий эвакуации, несмотря на все усилия, 30 – 40 %, из общего числа зарегистрированных крымчаков, не смогла выбраться из Керчи, и к концу мая 1942  года,  осталась на оккупированной территории. 
Что же произошло с оставшимися крымчаками?
Когда в 1944 году Керчь была окончательно освобождена  от немецко-фашистских захватчиков, об этом нам  рассказали очевидцы из числа местных жителей  нееврейской национальности, которые также оставались на оккупированной Керчи. 
Крымчаков на работу не принимали, уцелевшие их квартиры были заняты под постой войск, сами они ютились в подвалах разрушенных домов и пригородных каменоломнях. Питались тем, что им доставалось от подаяния сердобольных людей, некогда их знавших, которые со страхом, боясь попасть в немилость оккупантов, из своего скудного и голодного пайка, который они сами с трудом добывали, оказывали этим несчастным и обреченным жертвам некоторую помощь продуктами питания.  
Так, изо дня в день, продолжалось более двух месяцев.
Некоторые крымчаки, у которых ещё сохранилась сила воли, покончили жизнь самоубийством. Значительное число этих несчастных лишилось рассудка. Остальные дошли до грани крайнего изнеможения и полной апатии: одежда и обувь их изорвались, обросшие, грязные, голодные, опустившиеся и потерявшие человеческий облик существа, с тупым мрачным взглядом, как жуткие тени прокаженных, появлялись и исчезали с протянутой за милостыней костлявой рукой…
Наконец палачи «смилостивились» и приступили без всякого приказа и предупреждения, с немецкой «аккуратностью», собирать этих несчастных, бывших людей, которые, по милости «гениальных немецких сверх извергов», превратились в жалкое человеческое месиво. 
В течение двух-трех дней, палачи на автомашинах сновали по городу и району, сгоняли крымчаков небольшими группами.  Затем их, на автомашинах, отвозили за железнодорожный переезд, ведущий к деревне Аджимушкай (ныне Партизанское), где имелись глубокие воронки от взрывов авиабомб. Несчастных подводили к самому краю воронок и группами расстреливали...    
Расстреливаемых почти полностью состояли из стариков, старух, инвалидов, женщин и детей всех возрастов. Никто из обреченных не сопротивлялся, никто не просил и не умолял о пощаде.  По-видимому, они были лишены страха смерти... 
Так были полностью истреблены остатки крымчакской общины города Керчи.
Что может быть подлее этого?
Я всегда считал, считаю и буду считать, что крымчаки, безусловно, являются прямой ветвью еврейского народа, как по происхождению, так и по религии. Именно тех евреев, которые на протяжении многих веков оказывали и продолжают оказывать, наравне с другими народами мира, свое положительное влияние на общечеловеческую культуру, прогресс и цивилизацию.
Но, вместе с тем, ни один народ в мире не перенес и не мог бы перенести столько горя, лишений и преследования, сколько их перенесли мы евреи ...  

Подробнее: Уничтожение в годы Второй Мировой войны немецкими оккупантами этнолингвистической общины...

С уничтожением симферопольской общины в декабре 1941 года связан День поминовения, соблюдаемый сегодня общиной, – тъкун, т. е. День памяти крымчаков, расстрелянных в 1941–1942 годах. Слово тъкун происходит от древнееврейского тиккун («исправление, установление порядка» – каббалистический термин, часто используемый в названиях специальных молитв). По мнению М.Занда, этот термин является сокращением от тиккун йом а-зиккарон («установление порядка дня памяти») или тиккун а-нешама («установление порядка [молитвы] о душе»), аналог поминального дня йорцайт у ашкеназов. Этот обряд впервые был отмечен в Симферополе в 1945 году.
Вот как написал о возникновении традиции тъкуна Игорь Ачкинази: «Крымчаки, возвращавшиеся на родину после освобождения Крыма, узнавали страшную правду о гибели своего народа. Общее горе вновь сплотило людей и напомнило им о единых корнях и древних родственных связях. В городах Крыма появились инициативные группы крымчаков, которые вели учет приезжавших соплеменников и в необходимых случаях оказывали им посильную материальную или иную помощь. Так начинали возрождаться некоторые элементы общины, которая некогда была основой жизни сообщества».
В Симферополе регистрацией занялся И.Габай, работавший сапожником на базаре. В общую тетрадь, ставшую общинным журналом, он заносил сведения о прибывших. Благодаря этому многие родственники смогли найти друг друга.
В письме к В.И.Филоненко, датированном 25 октября 1946 г. И.С.Кая писал: «Уважаемый Виктор Иосифович! Отвечаю на Ваше письмо от 18 окт. По интересующим Вас вопросам могу сообщить следующее: точного учета оставшихся в живых крымчаков нет. О числе их можно говорить весьма приблизительно (в тексте письма И.С.Кая написано «приближенно». – Прим. ред.) В бывшем центре крымчакского поселения в Крыму – в Карасубазаре – я не нашел ни единого крымчака, в Феодосии – человек 40 – 50, в Керчи – человек 100, в Симферополе – человек 300 – 400, по очень небольшому числу крымчаков есть в Евпатории, в Севастополе и Джанкое».

Подробнее: Тъкун – День поминовения

Я куда бы ни шел, что бы я ни читал,- все иду в симферопольский ров.

И, чернея, плывут черепа, черепа, как затмение белых умов.

И когда я выйду на Лужники, то теперь уже каждый раз

я увижу требующие зрачки двенадцати тысяч пар глаз.

                                                                        А.Вознесенский

Подробнее: Холокост в Симферополе

 Лариса Мангупли
… Шурф на месте массового захоронения на 10-м километре трассы «Симферополь – Феодосия» обнаружили члены Ассоциации еврейских общин Крыма, которые пришли, чтобы посадить рядом с памятником деревья. Братская могила была разворошена, а рядом лежали выкопанные кости, фрагменты черепов, остатки обуви и личных вещей погибших.

...К 12 мая 1944 года Крым полностью был освобождён от немецкой оккупации. Пусть Симферополь и не так пострадал, как Керчь, но и здесь – сплошные руины. Мало кто уцелел из местных. А таких, кто мог бы хоть что-то рассказать о судьбе родных Малки, и того меньше. Она шла от дома к дому по улице, где жили до войны её родители, братья и сёстры, искала соседей, очевидцев. И нашла. Их рассказы о трагедии совпадали.
Трудно было поверить, что никто из её семьи не уцелел. И только тогда всё услышанное стало для неё реальным, когда получила четыре маленьких листка – свидетельства о смерти под номерами: 1116, 1117, 1118 и 1119, выданные Симферопольским ЗАГСом Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР от 23 декабря 1944 года. Во всех четырёх справках в графе «причина смерти» одна и та же запись: «6 декабря 1941 года расстрелян немецкими оккупантами».
Малка не решалась войти во двор родительского дома до того, как эти печальные известия о гибели самых близких для неё людей не стали доказанным фактом. И только тогда она появилась здесь с нами, тремя своими дочерями…
К тому времени мне было пять лет, и моя детская память сохранила все подробности этой встречи. Город лежал в руинах. У разбитых и разрушенных домов, на базаре, у входов в магазины можно было увидеть нищих с протянутой рукой и безногих людей, сидящих на маленьких четырёхколёсных дощечках. А перед ними – жестяные коробочки или кепки, перевёрнутые подкладкой вверх, с несколькими монетками, брошенными сердобольными прохожими. Торговцы громко зазывали покупателей. Сквозь привычный базарный шум и гам прорывался и растворялся в людском гомоне протяжный мальчишеский голос: «Ко-му-у во-ды-ы хо-ло-о-од-ной?..» А вот и сам маленький разносчик. Он наклоняется к безногому нищему, сидящему на колоке – самодельной роликовой дощечке, и протягивает наполненную водой кружку: «Попей, дяденька…». Инвалид оставляет свои «утюжки», которыми отталкивается от земли, и жадно пьёт: «Спасибо тебе, сынок». Таких бывших фронтовиков в городе немало. Их, просящих милостыню, чаще встречали во дворах, у магазинов и кинотеатров, а ещё – на базаре. Позже эти жертвы войны как-то сразу исчезнут с городских улиц. Партия и правительство позаботятся о том, чтобы «очистить» страну от ненужных людей, портящих вид городов и мешающих процветанию страны, строящей новую жизнь. Это потом, много лет спустя, станет известно, что вывезли их на дальние заброшенные острова и поселили в закрытые дома-интернаты, где они и доживали свой тяжкий век.

Подробнее: Бульдозером по душам

Лариса Мангупли*
«Память (по С.И. Ожегову, автору толкового словаря русского языка) – способность сохранять прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений». Среди тех, кто был свидетелем событий 79-летней давности, то есть расстрела крымчаков фашистскими оккупантами у рва на шоссе «Симферополь – Феодосия», у рва в посёлке Багерово близ Керчи и в других печально известных местах Крыма, теперь уже нет в живых. А те, в чьём сознании хранится эта память, приняли её от своих родителей, бабушек и дедушек, предыдущих поколений, на долю которых выпало пережить трагедию. Глубокая рана от потери близких и родных вот уже многие десятилетия не заживает, кровоточит, выливается горькой слезой.
  Я помню, как совсем ещё маленькой девочкой, переживала эту трагедию. Она вошла в меня со слезами моей мамы. Вся её большая семья была расстреляна у рва в Симферополе. В первые послевоенные годы мама из Керчи приезжала к этому рву. Там крымчаки молились, поминали своих родных и близких. Вот с тех самых пор и живёт эта печальная традиция – вспоминать и поминать.... Вспомним же наших близких! Взглянем еще раз в их родные лица, запечатленные на старых фотографиях. Оглянемся и на самих себя в этом фотоальбоме...
Посмотрите этот небольшой видеосюжет на  стихи «Гербарий», сопровождаемый моими картинами, прекрасной музыкой, памятными фотографиями крымчаков, на которых сможете увидеть ваших родных и близких.
Памяти крымчаков, расстрелянных нацистами в Крыму в годы Второй мировой войны


            Гербарий
С родимых мест, с деревьев наших
Я по листочкам соберу
Гербарий из листвы опавшей
И затерявшейся в бору...

Иные листья к осени опали,

Отжив свой беспокойный век
Другие долго трепетали
Пред тем, кто звался «человек»

Там были нежные листочки
Им песни по весне не петь…
Как жаль – не распустились почки

По ним хлестнула смерти плеть

Смерть пробежала по бутонам,
Не оставляя права жить.
Застыла в обелиске стоном,
В листве, оставшейся кружить.

А корни тихо отдавали
По каплям-листьям жизнь свою,
И неизбежно умирали
На той земле, где я стою.

Не перед древом - перед садом,
Что полон родовых корней,
Дающих поросли отраду,
Как силу жизни матерей.

И здесь, в бору на крымском склоне,

Я в листьях судьбы прослежу
И, как по линиям ладони
Я вечность им наворожу.
                      Март 2009 г.

Примечание
*
 По материалам очерка Л. Мангупли " Непрерывная цепочка памяти: тъкун 11.12.2020 в zoom - Крымчаки (krymchaks.info)"